Откуда берутся истерики? Дело в том, что маленький ребенок подрастает и его потребности увеличиваются. Он начинает осознавать себя и свои желания. Но вместе с этим и возрастает число запретов: «Не выбегай один на лестницу», «Не трогай ножи и вилки», «Не высовывайся в окно», Не бери бабушкины очки» и т.д. Немногие дети легко принимают их. У большинства малышей препятствия на пути к достижению желаемого вызывают резкую негативную реакцию, которая сопровождается бурными отрицательными эмоциями (плач, крик, топанье ногами и т.д.). Как правило, подобные проявления характерны для детей 1,5-3х лет. Они еще не умеют управлять своими переживаниями и, раскапризничавшись, долго не могут успокоиться. Подобные истерики вряд ли можно считать нарушением поведения, поскольку они связаны с природной любознательностью ребенка, стремлением к познанию окружающей среды. Скорее, это нормальный, хотя и кризисный, этап в развитии личности. В более старшем возрасте (4-9 лет) истерики расценивают как поведенческие нарушения у детей. Принято считать, что они проявляются бурно: падение на пол, крик, швыряние вещей. Оказывается, истерические проявления могут быть и тихими. Как правило, в этих случаях поведение ребенка выглядит странно. Он может в знак протеста закрыться в своей комнате, ванной, или даже в шкафу, отвернуться от присутствующих и довольно долго оставаться в таком положении (особенно если все его упрашивают повернуться к ним лицом), неподвижно стоять посреди комнаты или в углу, молча что-то ломать, разрывать, ковырять, перестать разговаривать с родителями. Такие различные, на первый взгляд, действия объединяет одна особенность: адресная демонстрация. Да, истерика – это демонстративное поведение, у которого есть конкретная цель. В данный момент ребенок прекрасно отдает себе отчет в том, чего и от кого именно он хочет добиться («Я не тебе плачу, а тете Симе»). Обычно она управляема: «включается» при определенных обстоятельствах (не купили игрушку, заставляют самостоятельно одеваться, кушать, складывать игрушки, не берут с собой в гости и т.д.) и «выключается», если дать ребенку желаемое. И здесь есть очень важный момент: при помощи истерики ребенок пытается (и зачастую успешно) управлять взрослым. Как же бороться с детской истерикой? Как преодолеть истеричность? Стратегия поведения может быть разной, так как все случаи индивидуальны. Вместе с тем есть универсальные приемы, которые будут полезными для всех.
- не пытайтесь прекратить истерику путем предоставления ребенку желаемого («Хорошо, возьми, только не кричи») Это будет лишь подкреплять такое поведение.
- обдумывайте запреты, обещания, указания, просьбы, прежде чем озвучить их ребенку. Не придется ли их менять под давлением маленького капризули? Если что-то можно разрешить, лучше разрешите сразу. Ну а если вы не готовы идти на это, тогда стойте на своем до конца. Все дети (а истерики в особенности) нуждаются в стабильности и постоянстве, поэтому слово родителя должно быть неизменным. Особенно важно здесь единство взрослых членов семьи: если мама запретила, то бабушка не должна разрешать и т.д.
- сохраняйте спокойствие и выдержку в общении с ребенком. Не «включайтесь», если он закатил истерику. Ваши бурные эмоции ребенок будет отражать, что негативно скажется и на его, и на вашем душевном состоянии. Помимо этого, уверенный тон в разговоре с ребенком помогает уменьшать уровень тревожности. А это также способствует нормализации поведения.
- маленьких детей (1,5-3,5 года) отвлекайте игрой, переключайте их внимание на яркую игрушку, проезжающий мимо автомобиль, стаю птичек на дереве и т.д.
- обозначьте правила, которые будут регулировать взаимодействие с ребенком. К примеру, это могут быть правила приветствия и прощания с членами семьи, друзьями, знакомыми родителей, правила гигиены, приема пищи, режим дня и т.д. Они должны соблюдаться неукоснительно и постоянно. Если правила установлены для всех членов семьи, то придерживаться их должны все, иначе должного эффекта не будет.