Любящее сердце – это начало всего знания.
Т.Карлайл
Самое важное, чему нужно научиться в жизни, это выдавать любовь и впускать её.
М.Шварц
Они думают, что у них всё ЭТО «по-взрослому», а мы оцениваем это слишком «по-детски». Иногда мы улыбаемся, видя такую раннюю «любовь». А бывает, что мы недоумеваем от слишком «правдоподобного» поведения маленьких влюблённых. Что же это такое происходит с 3-х — 7-ми -летними детками? И как быть нам, взрослым?
Психологические аспекты самой первой любви
Дети растут и развиваются – это наглядно и понятно. А вот то, что вместе с телом и разумом развивается их душа, для нас иногда остаётся в тени. И тут «ясным солнышком» этот факт проявляется в момент, когда Ему (Ей) понравилась (лся) Она (Он). Причём для нас это обозначается словом «понравилась», а для них это ведь любовь. Чаще всего они замыкаются, не признаются, начинают вести себя неестественно, нелепо и трогательно. Их уже могли «окрестить» в детском саду (в начальной школе) именами какой-то пары из фильма, и они смущаются от этого ещё больше. Возможно, они страдают молча и подкладывают объекту любви доступные им подарки. А может быть, они уже поцеловались и решили гулять за ручку…
Психологи отмечают, что для деток это состояние характеризуется следующими аспектами:
- в ребёнке происходит душевное рождение маленькой женщины (маленького мужчины);
- у малыша появляется особенная эмоциональная жизнь;
- данное чувство имеет эстетические корни, захватывая деток как восхищение («самая красивая», «самый умный»);
- в детской любви очень много любопытства по отношению к совсем другому человечку (с 3-х лет и первый интерес к телу, к полу);
- ребёнок искренне убеждён, что это ЛЮБОВЬ;
- детская любовь отличается от взрослой отсутствием сексуального желания, ответственности, но дети используют взрослые слова и многие взрослые «инструменты» любви ;
- детская любовь — больше привязанность, нежная забота, желание всем делиться, уделять внимание;
- это любовь, характеризующаяся непредсказуемостью (объект может даже не соответствовать по возрасту);
- эти чувства очень ранимые, романтичные;
- первая любовь – это пробный необходимый шаг отделения от родителей;
- дети могут либо открыто объявить о своих чувствах родителям, либо всеми способами скрывать это;
- дети способны демонстрировать более раскованное поведение, чем взрослые, друг другу, подражая доступным для них образам влюблённым;
- современные малыши, как правило, воспринимают поцелуй как необходимое и нормальное проявление этого чувства;
- большинство деток понимают, что любовь подразумевает заботу и защиту объекта своей любви;
- чаще всего, девочки и мальчики знают, что любовь проявляется в ухаживании (подарки, помощь);
- если же ребёнок не уверен во взаимности, не знает, как выразить и добиться чувства, то «ухаживание» может проявляться в несколько негативном внимании (подножки, обзывания, дёргания…); если же в данной случае, это взаимно, то обратная реакция может не содержать в себе «заслуженный негатив», озлобленность;
- с развитием отношений пара может демонстрировать верность (играться и гулять вместе, ходить на одинаковые кружки, занятия);
- дети уверены, что они поженятся со временем, строят совместные планы на будущее;
- если малыш не испытывает в таком возрасте подобного чувства – это не говорит об отрицательном развитии, просто он может перейти в самостоятельную социальную жизнь без этого этапа.
А вот что чаще всего испытывают, по наблюдениям специалистов, родители:
- неготовность к возникновению подобной ситуации;
- как правило, приходит одна из трёх реакций: тревога, шок или положительная оценка забавности ситуации;
- обычно родители против того, чтобы их ребёнок влюбился;
- родители могут испытывать неловкость за своего ребёнка, за его чувства и поведение (даже считая, что таким образом ребёнок ставит родителей в совершенно дурацкое положение);
- многие родители (обычно мамы) начинают винить себя (особенно за дочек), что они неверно воспитывают ребёнка, что они ответственны за это;
- чаще всего, взрослые ощущают свою беспомощность в данной ситуации;
- может нарастать ощущение, что ребёнок «завёл» уголок в своей жизни, к которому родители не имеют ни отношения, ни доступа;
- после относительного принятия ситуации может возникнуть тема непринятия того, кто понравился ребёнку (из-за несимпатии к внешности, поведению ребёнка или к его семье), что тоже рискует заново обострить ситуацию;
- запрет подобных отношений нанесёт ребёнку психологическую травму, научит скрытности, недоверию к родителям.
Рекомендации родителям
Первая любовь способна научить вашего малыша многим хорошим вещам, одухотворить внутренний мир, а не испортить его. Конечно, это произойдёт в случае взрослого адекватного поведения и поддержки.
Психологи рекомендуют следующие пункты возможного поведения:
- проявить деликатное внимание к этой ситуации, не накаляя ситуацию и не игнорируя её;
- ни в коем случае не стимулировать возникновение подобных отношений, «сватая» маленьких деток;
- признать возможность существования этих нежных чувств, не занимая явную позицию руководителя этих отношений, но быть проводником и помощником на пути познания и общения;
- понять, что выбор объекта и возникновение чувств не зависит от вас и не даёт оснований стыдиться;
- ни в коем случае, не насмехаться, не лезть с бесконечными расспросами, комментариями, не «выбивать эти глупости», не запрещать этого общения;
- важно унять свою тревогу и продемонстрировать спокойное отношение, поддержку;
- не нужно подкреплять фантазии о пожизненности и этих отношений, не стоит закреплять за ними официальных статусов;
- нельзя резко или со страхом, с навешиванием ярлыков воспринимать познавательный процесс детей в сфере анатомии (в раннем возрасте это не приносит взрослого возбуждения) – это естественный процесс, но не следует и преднамеренно создавать условия для этого;
- если ребёнок страдает от ощущения, что никому не нравится, стоит присмотреться к его внешнему виду и поведению, по возможности помочь в разумной форме (для деток важно нравиться, знать, что другим приятно с ними общаться);
- помочь в правильном, адекватном возрасту и полу поведению в отношениях, в выражении душевных чувств, в проведение совместного времени;
- научить деток не расстраиваться из-за обидных комментариев по поводу их общения со стороны других детей;
- если воспитатель (учитель) некорректно выражается по поводу этой ситуации, стоит переговорить с ним, расспросить о причинах такой реакции, попросить о деликатности, объяснить ваше отношение к этому;
- если вы видите, что отношения прекращаются, не нужно активно вмешиваться, но и не следует думать, что это мелочи в жизни ребёнка — важнее поддержать малыша и научить справляться с этим.
Детская ранняя любовь – это очень трогательное, трепетное чувство. И это повод проявить родительскую разумную любовь к своему ребёнку, открыть для него дверцу «по росту» в этот важный, душевный мир отношений.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»