Если в детском саду или в школе, дома, на детской площадке Ваш ребенок слишком часто говорит, что именно ОН знает, как правильно что-то делать, что-то говорить, то его мог атаковать синдром всезнайки. Такой всезнайка всегда может сказать, что неправильно делает младший брат (сестра), бабушка (дедушка) и даже Вы. Это не только утомительно, но может вызвать и негативную реакцию окружающих детей, взрослых. Какое воспитание необходимо в данном случае?
Синдром всезнайки наиболее выражен у детей в 7-8 лет. Они ощущают, что приобретают много новых знаний, навыков. Это провоцирует у них большое ощущение гордости. Для них достаточно природным является то, что они должны поделиться всем приобретенным знанием с внешним миром и получить отдачу. Но иногда это превращается в целую проблему. Как помочь ребенку, как выстроить его воспитание – это будет зависеть от более глубинных причин такого поведения.
Много информации – много «Я-я-я знаю!»
В 7 лет ребенку начинает казаться, что он накопил массу тон информации. Он постоянно тянет руку, выкрикивает с места ответ и т.п. У ребенка есть устойчивое желание доминировать над классом.
Важно объяснить ребенку, что он не один в классе, что нужно дать возможность участвовать всем. Приведите пример, когда всезнайство Вашего ребенка ограничило других детей в высказывании их мнения. Объясните, что давая высказаться и другим детям, к его информации будут прислушиваться больше.
Знание – это власть
На подсознательном уровне ребенок понимает, что знания дают возможность социального влияния на остальных.
Чтобы исключить поведение ребенка как всезнайки, не уважающего остальных, необходимо кое-что объяснить ребенку. Все подобные разговоры стоит вести только наедине с ребенком. Попросите подумать, как его всезнающее поведение воспринимают друзья. Скажите, что вчера Вы слышали, как у подъезда Ваш ребенок сделал резкое замечание «Маше», что она неправильно играет. И что Вам показалась, что «Маша» очень расстроилась. Предложите своему ребенку вкладывать больше сочувствия в исправление других, найти более дружественный тон. Например, можно сказать, что у него есть другая идея, как нужно в это играть. Или можно просто сказать, что он не совсем согласен с таким подходом к правилам игры и т.п.
Всезнайство как компенсация
Ярко выраженное всезнайство может быть компенсацией тех качеств, которые у ребенка отсутствуют. Например, другу он может всё время стараться доказать, что знает о конструкторах больше, при этом ощущая ограниченность своих спортивных достижений по сравнению с этим другом.
Объясните ребенку, что все могут иметь разные таланты. Что это не является показателем того, что кто-то хуже или лучше. Расскажите, что именно различия в способностях и интересах делают нас по-настоящему интересными и ценными личностями с индивидуальными особенностями.
Всезнайка за похвалу
С малого возраста Вы хвалили ребенка за то, что он сделал первый шаг, сходил в туалет, съел сам первую ложечку пюре и т.д. Это очень привлекательная привычка похвалы для каждого. Ребенок будет делать всё, чтобы стимулировать выброс новой похвалы от Вас.
Необходимо немного скорректировать свои похвалы и комплименты ребенку. Например, вместо похвалы за каждое выполненное домашнее задание, похвалите общие усилия ребенка. Ребенок должен испытывать счастье от выполняемой работы, а не только от похвалы окружающих. Тогда отсутствие грандиозной похвалы от окружающих, особенно сверстников, не будет столь ранить Вашего ребенка.
Воспитание ребенка с синдромом всезнайки – дело особенное, но обязательно требующее внимания. Всезнайка нуждается в большой помощи – мудрости и терпения Вам!