Нежелание ребенка что-то делать оценивается родителями достаточно однозначно: «лень родилась раньше тебя». Но у детской лени гораздо больше «подводных камней», чем мы можем себе представить, а у нас, взрослых — ошибочных мнений о ней.
О детской лени и ее «подделках»
Обычно детская лень связана с нежеланием делать уроки, помогать нам по хозяйству или заниматься кружковыми заданиями. То есть делать все то, что ребенок делать, как бы, обязан. И наша логика здесь проста: мы же выполняем наши обязательства. Но ребенку пока еще ценнее его желания. А кроме них, существует еще масса причин, в том числе не имеющих ничего общего с настоящей ленью.
Можно выделить несколько основных пунктов с заблуждениями и реальностью по детской «лени»:
- частой причиной детской «лени», особенно касательно школьных дел, являются, на самом деле страхи перед неудачами, неуверенность в собственных силах; ребенок также может попросту не знать, как что-то сделать: ему не объяснили, а он боится спросить; кроме того, ребенка могли не скорректировать, чтобы результат его работы принес ему удовольствие, а ведь без него и нам часто ничего делать не хочется, да и к трудолюбию без удовольствия приучить невозможно;
- большинство родителей следят за самочувствием ребенка, но не всем удается это сделать вовремя; случается, что в лени обвиняют ребенка, у которого недомогание от вялотекущего или только начинающегося заболевания;
- часто считают ленивыми тех детей, которым необходимо активное общение, активная деятельность, и для них сложно выполнять какую-то скучную, монотонную работу; «погулять для ребенка» — это активное занятие, а убрать в своем столе – пассивное, скучное дело; к тому же, дети сейчас достаточно загружены уроками, сидением в помещениях, и их потребность в физической активности вполне обоснованна; возможно, ребенку не хватает интересного для него общения, а «гуляя» он его получает;
- бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу жизненную череду дел, обязанностей и детскую, подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.
Особо изводит родителей детская лень в подростковом возрасте, поэтому обсудим ее отдельно. Иногда, кажется, что подростки всецело подчинены лени, валяясь на диване, засиживаясь за «игрушками» перед компьютером вместо полезных дел или «шатаясь» по улицам. Они часто повторяют фразу «Я еще не успел отдохнуть». В это мало верится родителям, ведь подросток молод, более или менее здоров, не «пашет» на работе и за домашними делами. Но есть то, что мы не учитываем. Во-первых, существует физиологическая причина. В организме ребенка происходят глобальные перемены. Они связаны с гормональными изменениями и действительно провоцируют постоянное ощущение усталости. Второй причиной «ничегонеделания» является то, что дети не всегда знают, чем конкретно можно заняться. Пора детских игр уже давно позади, взрослые «занятия» по дому и работе вряд ли можно назвать занимательными. И ребенок теряется. Третьей причиной является нежелание подростка подчиняться, как прежде, и стремление отличаться от родителей, их жизненных течений. В-четвертых, подростку незачем проявлять чрезмерную активность, спешить всё сделать. У него ведь всё впереди, и он уверен, что всюду успеет в этой жизни. Даже время для него течет более медленно. Психологи также утверждают, что лень для ребенка является возможностью для размышлений, особенно в подростковом возрасте. А ведь это очень важно для устанавливающейся, самоопределяющейся, обуреваемой сомнениями личности, знать «кто я» и «что есть моя жизнь».
Интересный факт о настоящей лени обнаружили ученые из калифорнийского университета Америки. Оказывается, жизненный стиль способен передаваться по наследству. Таким образом, лень тоже является «наследством», изначально переданным от родителей детям. Кроме данного факта, ученые также сообщили, что лень, низкий уровень жизненной активности возможно будет излечить при помощи нового поколения лекарств.
Родители часто сами провоцируют детскую лень:
- берегут детей до определенного возраста от любых дел;
- выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;
- демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;
- не дают правильной, заманчивой цели для ребенка, не создают правильной установки;
- встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;
- может иметь место негативное влияние других детей с ложными установками о труд
е и обязанностях;
- не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка;
- не понимают, что эта лень у ребенка – просто нежелание учиться, нелюбовь к школе, учителю, предмету, низкая успеваемость и т.п.
Что делать с ленью?
Для изгнания лени и ее «призраков» психологи предлагают следующие рекомендации родителям:
- первое, что нужно сделать, так это понять, что детская лень – это, в большей степени, неорганизованность, неправильное планирование, а подростковая лень – это физическая необходимость или часто неправильное предубеждение у ребенка, что учиться «не модно и по-детски», а «по взрослому – это делать то, что хочется»;
- не нужно придерживать ребенка от каких-то посильных ему дел, жалея малыша «еще наработается, маленький пока» (тем более, если он сам пытается что-то сделать);
- не стоит отбивать ребенку охоту трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» — работа не должна представляться ребенку только тяжкой пахотой ради «всего», без какого-либо удовольствия;
- подросткам нужно разрешать «полениться», но не стоит это делать чрезмерно часто, освобождая его от обычных подростковых обязанностей по дому и в школе;
- нужно составить для ребенка четкий список обязательных дел, отдыха и его личных занятий (контроль выполнения должен быть постоянным и объективным; хорошо бы посоветоваться с ребенком по распределению этих дел – общее решение имеет бóльший шанс на успех; нужно подчеркнуть, что обязанности есть у всех); важно приучить делать всё систематически, понемногу, чтобы потом это не нависло целым комом неприятных, невыполненных дел, которые в таком объеме точно не принесут удовольствия;
- хорошо бы по каждому заданию выделить для ребенка перспективный практический результат, который его заинтересует;
- не стоит диктовать по действиям ребенку, что и как ему нужно все делать, ведь это лишает его энтузиазма и приводит к пассивности ребенка, к тому же это понижает уважение ребенка к себе (если ребенок чего-то не знает, предложите «подсказку»; если не получается что-то, дайте шанс попробовать еще раз);
- если ребенок ленится в школьных делах, хорошо бы узнать его отношение к предмету (и степень его понимания), к учителю, одноклассникам и к этой школе в целом; лень может быт следствием запущенной неуспеваемости – помогите повысить успеваемость;
- даже если ребенок хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача;
- можно объяснить, показать своим примером, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса;
- не допускать жесткой критики ребенка по результатам любой работы; если нужно сказать, что не так, не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно; будьте терпеливы и спокойны в любом объяснении;
- не забывайте о наказаниях и поощрения, но наказания не должны быть жестокими, слишком строгими, а вознаграждения не должны быть слишком частыми, полученными за мелкие дела;
- хороши бы дать ребенку понять, что самостоятельность – это трудовые обязательства, ответственность, а не только право что-то не делать в эту секунду;
- не высказывайте никаких пренебрежительных суждений в адрес представителей любой профессии – ребенок должен знать, что всякий добросовестный труд в почете;
- с подростком можно обсудить и перспективы изменений трудовых, профессиональных требований, возрастание оценки работодателями ответственных, трудолюбивых, знающих работников в нашей стране и безоговорочную их ценность за границей;
- самим родителям нужно перестать торопиться и дать себе возможность отдохнуть, чтобы не толкать детей «в спину» на полезные дела беспричинно, вернее, по своим причинам.
Дети часто ленятся что-то выполнить по поручению и обязательствам. А мы часто ленимся поговорить с ними и заглянуть в их душу глубже, более тщательно подойти к воспитанию. Давайте начнем с себя, а там и с детской ленью разобраться быстрее получится.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»
Детская лень мне известна, к счастью, только по чужим детям. Мои родители смогли выстроить воспитание так, что я была очень ответственна, и всегда помогали мне решить проблемы, развеять страх. Мой ребенок, надеюсь, тоже не будет знать, что такое лень. Пока выходит, стараюсь изо всех сил. Жаль, что не все дети находят понимание родителей, особенно в подростковом возрасте.