Ваш ребенок – левша?

3
366
Ваш ребенок – левша?
Еще не так давно (до 1985 года) левшей усиленно переучивали на «правильных», «правых» правшей. Леворукость даже считалась некоторым отклонением, которое следует искоренять. Теперь это делать перестали, и одновременно больше стали интересоваться о мире левшей, насколько он особенный.

Определяем леворукость

Определять левша человек или правша по использованию одной из рук для письма – ложное основание. Левшой можно считать человека, который использует левую руку для обычных дел, по личным нуждам, не задумываясь. И этих действий левой рукой должно быть большинство. Хотя человек может писать правой. То есть идет разделение использования рук: по хватательной функции человек может быть леворуким, а по функции письма – праворуким. Таких людей называют бытовыми левшами. Существует даже убеждение, что многие правши абсолютно не подозревают о том, что они левши.Среди самых простых тестов на леворукость предлагается следующий: закройте глаза, переплетите пальцы обеих рук в замок; открываем глаза и смотрим, большой палец какой руки оказался сверху. Левый палец – можно говорить о генотипической принадлежности к левшам.Вышеприведенное определение более подходит взрослым. А что же с детьми? С детками всё гораздо проще в определении, особенно в раннем возрасте, когда мы их еще не успели приучить к письму конкретной рукой. Например, можно предложить ребенку просто нарисовать что-то сначала одной, а потом другой рукой, но то же самое. Наблюдаем, как он это будет делать, насколько ему будет удобно в том и в другом случае, какая рука будет двигаться более активно. И, конечно, сравниваем качество рисунков. Более высокая активность, спокойствие в использовании карандаша и степень качества рисунка подадут знак, какая рука ведущая.Можно также предложить ребенку открыть (открутить) несколько бутылочек. Откручивать будет ведущая рука.Еще можно поставить ведерко и попросить побросать его туда теннисные мячи. Следим за тем, какая рука чаще используется.К правшам или к левшам относить человека — не стоит определять лишь по одному тесту или признаку. Необходимо собрать общую картину. К тому же нельзя разделить всех четко на левшей и правшей. Существует леворукость и праворукость разных степеней. Встречаются даже люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Их называют «амбидекстры».

Факторы леворукости

Наследственность является прекрасным основанием для леворукости ребенка. Вероятность родиться левшой в семье с одним из леворуких родителей возрастает в 10 раз. Но генетическая предрасположенность – это и спасение для ребенка-левши одновременно. По наблюдениям, такие детки легче адаптируются, имеют меньше проблем в процессе обучения.Левое полушарие является доминантным для 98% людей, вне зависимости от леворукости или праворукости. По установленным нормам за руку, являющуюся ведущей, ответственно противоположное полушарие. Для тех, у кого это утверждение находит подтверждение, есть определение как «транс-особи». А у 10% левая ведущая рука подчиняется левому доминантному полушарию, и такие люди входят в группу «цис-особей», неофициально называющимися истинными левшами. Их часто считают очень особенными.В конце XX века стало популярным мнение о том, что левша – это особо одаренный, гениальный человек. Возможно, это связано с тем, что большинство гениев-левшей были известны в области музыки, живописи, то есть в тех, сферах, где активно используются возможности правого полушария. Но теперь мы понимаем, что с доминантным правым полушариям, эти гении не принадлежали к «цис-особям», которых считаются особенными по другой теории. Так что всё достаточно относительно, и зависит от вашего согласия с той или иной гипотезой.Касательно детей, одаренность, талантливость больше отводится левшам с правым полушарием в качестве доминантного. Психологи свидетельствуют, что эти дети более эмоциональны, имеют более развитый слух, музыкальные способности, склонности к рисованию, лепке, образному мышлению, более склонны различать нюансы интонации. И эти способности могут выделяться уже с трех лет. Но такие детки также склонны иметь трудность с произношением, и вообще, как правило, начинают говорить позже.Существует мнение, что леворукость может развиваться у детей, если на распределение функции ведущей руки повлиял пример авторитетного для них человека в ключевой период развития.То, что левшей некоторое время относили к «не таким», к слабым детям, возможно, питало свои основания из следующих обстоятельств.Во-первых, ребенок мог оказаться левшой вынужденно: например, была травмирована правая рука.Во-вторых, во время беременности в семье правшей могли быть осложнения, которые повлияли на возникновение небольших поражений левого полушария. И тогда правое полушарие компенсаторно возложило на себя функции левого. В этом случае говорят о компенсаторной леворукости, точнее о патологической леворукости. Для таких деток развитие будет проходить сложнее. Могут быть трудности в развитии речи, в том числе и письменной, точнее самой функции письма. При таких обстоятельствах, рекомендуется обратиться за консультацией к нейропсихологу, как можно раньше.

Формирование леворукости

Специалисты утверждают, что определить, что ребенок — левша можно, начиная с трех месяцев. Но это вряд ли можно считаться окончательным прогнозом. Ведь только к трем годам ребенок более или менее начинает активно использовать ведущую руку. Окончательное закрепление ведущей роли завершается лишь к десяти годам.На начальных этапах развития речи в самом раннем возрасте доминирующим является правое полушарие. Постепенно усиливается роль левого, и ведущая роль может перейти к нему. Тех же, чьим ведущим полушарием осталось правое специалисты называют «психическими» левшами. Но они не считают, что в этом случае левая рука действительно является доминантной.Если же до пяти лет доминирующую роль не взяло на себя ни одно из полушарий, и они имеют равный функциональный уровень, тогда можно относить таких деток к амбидекстрам. Обычно создается ощущение, что эти дети затягивают с выбором ведущей руки. Приводят данные, что таких детей около 20%. Им свойственны особенности психики левшей, но они не испытывают таких же сложностей и стрессов при использовании правой руки.По данным украинской статистики количество левшей возрастает из-за прекращения насильного переучивания. Общее число леворуких уже более 12%. Трудности ребенка-левши Необходимо понимать, что ребенок-левша сталкивается с бóльшим количеством неудобств и сложностей, чем ребенок-правша. Слишком много предметов и оборудования устроено под «правую руку». От частого использования чего-то «праворукого» у ребенка может формироваться мышечный и нервный стресс. К тому же среди левшей больше статистика по травматизации.Обучаясь в школе, ребенок может также испытывать «информационный стресс», так как методы воспитания, обучения рассчитаны на правшей. Особенно это касается левшей с ведущим правым полушарием. Оно остается менее активно, а значит, ребенок становится более беспокойным, неусидчивым, раздражительным. Одновременно идет большая нагрузка на левое полушарие, что очень утомляет организм, а переутомление ведет к забывчивости, неспособности удержать внимание.Ребенок-левша может иметь трудности с расположением предметов в пространстве, определением правой и левой стороны объектов. Может наблюдаться зеркальность письма, чтения, путаница в позиции букв и спутанность их написания со схожими (н-и). Особенно это касается истинных левшей.Как уже говорилось, у левшей с правым доминантным полушарием могут быть трудности в произношении, а также сложности с математическими науками, письмом, чтением. Чрезмерная эмоциональность такого ребенка может влиять на излишнее проявление агрессии, капризности, плаксивости, и вообще на частые смены настроения. Рекомендации родителям В советских школах встречались учителя, советовавшие родителям левшей привязывать левую руку к телу, чтобы у ребенка не оставалось выхода, и он писал правой. На Руси, если ребенок брал ложку в левую руку, отец бил ложкой по лбу. К счастью, эти методы сейчас не в почете. Что же могут или должны делать родителей левши?
  • если ребенок начинает замечать, что он не такой как «все», нужно убедить его, что левшей много, и это не является недостатком (хорошо бы привести ему примеры известных людей);
  • оборудовать рабочее место для ребенка согласно его леворукости (правильно поставить лампу, стол у окна и т.д.); к тому же сразу нужно обратиться к правильному обучению позы для письма, держанию ручки именно для левши;
  • помните, что ребенку должно быть удобно и в школе на рабочем месте (стоит попросить учителя, чтобы не садили ребенка левой рукой к проходу, а лучше пусть посадят левым боком к окну, тогда ему никто не будет мешать);
  • ни в коем случае не нужно забывать развивать его способности (особенно творческие);
  • стоит хвалить ребенка за то, что составляет для него трудности, исходя из леворукости;
  • если это ребенок-левша с доминантным правым полушариям, не следует «делать» из него «великого математика» насильно (помогайте ему справиться с трудностями, но учитывайте его особенности);
  • если ребенок излишне эмоционален, быстро утомляется, постарайтесь больше предлагать ему возможностей расслабиться, будьте доброжелательным, для его впечатлительности больше обеспечивайте положительных моментов, меньше критикуйте не по делу;
  • если хотите расположить к себе ребенка, вызвать на доверительную беседу, садитесь по ту, сторону от него, какая рука у него ведущая; исследования подтверждают эффективность этого выбора.
Выравнивание социального положения левшей на уровень с правшами – это большой прорыв, но не совсем достаточный. Хотя многим учителям начальных классов теперь дается дополнительная информация об особенностях обучения и развития именно левшей, не всегда она используется. А родители должны знать об особенностях леворукости еще больше и непременно этим пользоваться. Только никогда не стоит воспринимать это как недостаток ребенка. Леворукость – в основном, это одна из норм природы.Существует Международный день левши, который отмечается 13 августа и создан по инициативе британского Клуба левшей. Кстати, как-нибудь можете устроить своему ребенку-левше праздник.Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Я — левша была при рождении. Родители переучивали :((( Жаль, что тогда ребенок-левша не имел право быть собой. Рада, что теперь леворукость — не порок. В быту я всё же больше пользуюсь левой рукой, да и выраженность особенностей доминантного правого полушария не скроешь :)))

  2. Я левша. Никаких трудностей при работе с предметами не возникало. В школе золотая медаль, в универе красный диплом — технический ВУЗ, так что про сложности с математическими науками — это ерунда. И кстати вопреки расхожему мнению у меня красивый почерк. Считаю, что трудности левшей, впрочем как и одарённость, сильно преувеличены.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here