Возрастные логопедические нормы для детей от 0 до 6 лет

Возрастные логопедические нормы для детей от 0 до 6 лет
Возрастные логопедические нормы для детей от 0 до 6 лет  
Возраст  Показатели речевого развития
 1 мес Выражает сосредоточение на громкий звук или речь взрослого: замедляет движения, вздрагивает, изменяется частота дыхания, поворачивает голову, прекращает сосание
 2 мес Гуление – произношение гласных звуков.
 3 мес Гуление разнообразится, в произношении появляются согласные звуки Г, К, Н, гуление в ответ на речь взрослого.
 4 мес Произношение цепочки звуков, гласные чередуются с согласными. Появляется первый смех.
 5 мес Реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.
 6 мес Появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
 7 мес Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми.  Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.
 8 мес Подражание голосу взрослого. Появление лепета, отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та. Из гласных чаще других производится звук А в сочетании с согласными П, Б,М, Д, Т, К. Активно повторяет слоги за взрослыми.  Проявление интонаций удовольствия и неудовольствия.
 9 мес Подражая, способен произносить цепочки повторяющихся слогов. Голосом выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи, с помощью речи начинает строиться взаимодействие ребенка со взрослым. С удовольствием играет в «ладушки».
 10 мес Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова —  это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» — каша, «ба» — банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»
 11 мес Понимает обращенную к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, сопровождаемые жестами. В активной речи появляются первые слова —  это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» — каша, «ба» — банан; простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба»
 12 мес Запас слов от 2-3 до 20-30. Дети могут не иметь активного словарного запаса, но выказывать понимание речи.
 1 г 3 мес Минимальный активный словарный запас — 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.
 1,5 года В активном словаре ребенка насчитывается минимум 7—25 слов. Показывает, если попросить, одну из частей тела.
 2 года Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?». В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов.  Появляется местоимение «я». Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).
 2 года 1 мес Произносит твердые звуки С, 3, Ц
 2 года 6 мес Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов. Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.
 2 года 9 мес Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) . Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.
 3 года Минимальный словарный запас – 250 слов. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. В звукопроизношении еще отсутствуют шипящие. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословном запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет свое имя, пол, возраст.
 3 года 9 мес Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи Побуждает взрослых играть в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия
 4 года Словарный запас достигает 2000-3000 слов. Появляются наречия, обозначающие временные и пространственные признаки. Придумывает новые слова (словотворчество). Основные части речи изменяет правильно. У большинства детей звукопроизношение нормализуется, у некоторых наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие произношения звука «Р». Речь не до конца связная, возможен пересказ знакомой сказки, пересказ событий из собственной жизни еще бывает не последователен. Непроизвольное запоминание стихотворений, иногда длинных, и большого их количества.
 4 г 6 мес Определяет наличие заданного звука в слове.
 4 г 9 мес Может подбирать к словам антонимы Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)
 5 лет Словарный запас значительно обогащен. Овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное. Умеет изменять громкость голоса, интонации.
 6-7 лет Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Материал подготовила Гревцова Анна, Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь