fbpx

Вспомнить все

Выбор редакции

Какому родителю не хочется, чтобы у его ребенка была хорошая память! Сегодня мы поговорим о том, как ее можно развить

Многие считают, что то память у человека зависит, прежде всего, от наследственности: что если у папы или мамы память крепкая, то ребенок обязательно пойдет по их стопам. Увы, это далеко не так. Память — в первую очередь психический процесс и он не передается по наследству, а развивается и формируется в течение первых лет жизни ребенка. А мы, взрослые, можем и должны помочь этому процессу.

Вижу, слышу, трогаю

Перво-наперво родителям-педагогам следует запомнить главное правило: занимаясь целенаправленным развитием ребенка, не переусердствуйте! Ребенок — не компьютер, его не загрузишь, как машину, под завязку без последствий. А последствия могут быть самые разные и не очень приятные, ведь рост и развитие ребенка в возрасте до 3 лет — это процесс, идущий одновременно в разных направлениях: физическом, интеллектуальном, эмоциональном. И если сделать упор на интеллекте, то сверхспособности появятся, но где-то в другом месте обнаружится “дыра”. Поэтому давайте будем делать упражнения “по ходу дела”, не настаивая на моментальных результатах, а доставляя удовольствие ребенку и себе.
Теперь немного теории. Мы уже говорили, что память — это психический процесс, и то, как он протекает, зависит от темперамента и наклонностей ребенка. Некоторые малыши активнее реагируют на звук (аудиалы), другие — любят все рассматривать (визуалы), а третьи — стремятся все потрогать (кинестетики). И вы наверняка уже в курсе, что больше по душе вашему непоседе. Эти знания мы и будем использовать в своих занятиях, но не увлекаясь и учитывая два факта: “чистые” типажи — это большая редкость, чаще всего они смешанные; все детки в этом возрасте склонны к “пальчиковым” исследованиям — тактильному изучению мира. Поэтому мы попробуем всего понемногу, выберем то, что ребенку больше всего понравится, но время от времени станем разбавлять эти упражнения “нетипичными”, чтобы дать и им шанс развиться.

Когда она рождается?

С какого момента жизни можно считать, что у ребенка уже есть память? Современные ученые утверждают — памятью наши малыши обладают уже во внутриутробном состоянии, а именно с 20 недели “беременной жизни”. Именно благодаря этому будущая мама может установить со своим крохой диалог: научить его реагировать на слова толчками или “вступать в контакт” с будущими родителями в строго определенное время суток. Кроме того, уже давно известно, что если ввести человека в состояние гипноза, то он может вспомнить, как ему жилось в животике у мамы.

Вперед и с песней

Развитие памяти идет параллельно общему развитию мышления у малышей. С каким багажом знаний приходит наш кроха к первому своему дню рождения? Он умеет улыбаться, хмуриться, злиться и радоваться (развились эмоции), он учится ходить (двигательная активность), начинает осваивать речевые навыки… Вот это мы и возьмем на вооружение: в возрасте от года до двух развиваем аффективную (эмоциональную) и механическую (моторную, двигательную) память. Начнем с потешек или стихов для самых маленьких. Для примера возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Хотите, чтобы малыш запомнил его поскорей? Изображайте движения бычка, охайте и обязательно падайте в конце. Таким (и только таким образом) “проигрываем” все стишки.

Малышам-аудиалам желательно стишки пропевать. А самое главное, что петь и “изображать в лицах” можно не только стихи, но и все, что угодно: от “два плюс два равно четыре” до “у кошечки — котята, у львицы — львята, у слона — слонята”. Чем проще слова и больше повторов, чем ярче и эмоциональнее вы все это изобразите, тем скорее малыш запомнит, а значит, начнет тренировать свою память. Со временем говорите только первую фразу, а малыш — пусть пробует повторять, к примеру, вы: “Кошка, кошка, мяу…”, малыш договаривает: “мяу” и т.д.

Стоит пару раз показать ребенку, что слон — во-о-от такой, большой-большой (встаньте на цыпочки, поднимите руки), а мышка — маленькая-маленькая (присели и показали руками, какая она маленькая) и увидите, что скоро услышав эти слова, кроха сам будет тянуть к потолку ручки и приседать в нужных местах. А главное — играйте, как актриса на сцене, вызывая эмоциональную реакцию крохи (обычно малыши реагируют на старания родителей заливистым смехом), так как все, что вызывает у нас эмоции, быстрее запоминается и долго помнится. И не забудьте потом поиграть в “Кто сказал мяу?” (спросите кроху, как “говорит” кошечка, коровка, собачка).

Думал, думал и придумал

В два-три года у ребенка начинается формирование логическо-образного мышление. Кроха активно начинает разговаривать, познавать мир, изучать свойства предметов, сравнивать и анализировать. Пришло время подключать воображение, ассоциации и и искать логические связи.

“Один и группа”. Нашей памяти проще всего запоминать информацию не хаотично, а группами, когда между предметами есть “связующее звено”. К примеру, наклейте на один лист (или подберите готовую картинку) с изображениями разных фруктов. Покажите малышу ее (задействуется зрительная память): “Смотри, это банан, это яблоко, это персик, а все вместе они — фрукты!”. Как вариант, соберите несколько карточек, на которых фрукты изображены по отдельности, выложите каждую, а затем предложите малышу устроить кучу-малу, смешать все карточки в кучу (задействуется моторика), а потом скажите: “Это фрукты!”. То же самое можно проделать с любыми группами (овощи, птицы, животные, цветы и т.д.). Затем можно поупражняться на тему: “Что это?” (показываем карточку и спрашиваем, что на ней изображено). Сначала достаточно 3-4 карточек для запоминания, затем — увеличивайте количество по 1 каждые три дня.

“Кто лишний?” Когда знакомство с группами произошло, переходим к следующему упражнению. Выложите на столе несколько карточек из одной смысловой группы и одну — из другой (к примеру, 3 фрукта и 1 овощ). Спросите кроху: “Кто здесь лишний? Кто пришел из другой семьи?”. Как только малыш найдет “самозванца”, похвалите его и порадуйтесь находке вместе с ним.

“Найди отличия”. Это игра также предназначена для тренировки зрительной памяти, как и две предыдущие. Тут уж не обойтись без готовых материалов, но, к счастью, эту популярную задачку можно легко найти в различных книжках-игрушках, имеющихся в продаже. Кстати, загляните на последние страницы журнала, в раздел “Забавы для малышей”, почти в каждом номере есть одно такое упражнение. Задача проста: сравнить две вроде бы одинаковые картинки и найти различия между ними.

“Пропажа”. Возьмите несколько игрушек крохи, положите их рядышком и попросите ребенка запомнить “присутствующих”. Затем накройте игрушки платком, незаметно уберите одну, снимите платок и спросите малыша: “Кто пропал?”. Начните с 2-3 ярких, больших игрушек. Постепенно их количество необходимо увеличивать, а сами предметы — выбирать меньших размеров.

К слову, зрительная память — одна из ведущих. Поэтому даже если ваш малыш не визуал, развивать его способности в этом направлении нужно обязательно.

Развитие слуховой памяти подразумевает любые упражнение, в которых нужно запоминать информацию на слух.
“Сиди и слушай”. Сидеть, конечно, не обязательно! Можно идти, стоять, лежать. И слушать. Стихи, к примеру, “Муху-цокотуху”. Но читать необходимо не монотонно и однообразно, а конечно же, с чувством, толком, расстановкой. Для облегчения запоминания необходимо проходить логические ассоциации, “подключать” образы, объяснять, что значат те или иные слова.

Муха, муха-цокотуха,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…

(Вытащите монетку из кармана и покажите крохе — вот такую денежку; “А ты знаешь, что такое поле?”.. и т.д.)
“Игра в ассоциации”. На кого похож самолет? “Посмотри, он такой же большой, как слон. Помнишь, как выглядит слон? У самолета есть крылья, у кого из живых существ есть крылышки?”. Строительный кран похож на жирафа, автобус — на свинку. Хотите, чтобы ребенок запомнил геометрические фигуры? Нарисуйте круг, покажите его крохе. Потом вернитесь к карточкам с фруктами-ягодами круглой формы (яблоко, персик, арбуз) и предложите крохе сравнить: это круг и фрукты — круглые.

Правила запоминания

То, над чем мы трудились сегодня — это упражнения для развития произвольной памяти. Непроизвольную, свойственную всем детям, развивать не надо, об этом давным-давно позаботилась природа. А вот все остальное (знания, которые нам необходимы в течении жизни, а так же любую “дополнительную” с точки зрения природы информацию) человеку приходится “усваивать”, делая над собой усилия. Поэтому такой вид памяти называется произвольным — требует волевого напряжения. И чем активнее мы тренируем эту память в нежном возрасте, тем легче малышу будет в садике (где к каждому утреннику необходимо выучить несколько стишков), в школе (вспомните, как сами зубрили Таблицу умножения и “Гимн Советского Союза”), в институте (где одним студентам, готовящимся к сессии, приходится зубрить с утра до вечера, а другим — достаточно пробежаться один раз глазами, чувствуете разницу?).
Вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал легкой памятью (и в прямом и переносном мысле). Тогда вам следует знать, что она, как на трех китах, стоит на: впечатлении, повторении и ассоциациях. Что же это такое?

Впечатление

Говоря о впечатлениях, подразумеваем 5 органов чувств. Научите кроху при знакомстве с новым предметом задействовать как можно больше органов чувств. Как это сделать? Допустим, показываете малышу новый фрукт — к примеру, манго. Фрукт — экзотический, ребенку незнакомый, и при первом контакте ему необходимо составить наиболее полную “ячеечку” в памяти, отведенную под понятие “манго”. Не наученный “правилам знакомства на долгую память”, ребенок скорее всего посмотрит на плод, подержит в руках, откусит и все. Преподнесите малышу манго как событие. Скажите: “Посмотри, какой гость к нам прибыл из жарких стран. Видишь, какого он интересного цвета, а пощупай, какая у него гладкая кожура. Теперь понюхай, пахнет? А давай попробуем… Вкусно?”. В дополнение можно рассказать какую-нибудь историю про этот “экзот”, и будьте уверены, в его ячеечке появится обширное, разностороннее “досье” на него. Если вы станете преподносить любую новинку таким образом, кроха научится быть внимательным к мелочам. И память его пополнится намного быстрее.

Повторение и ассоциации

В качестве правил по количеству повторов, обратимся к методике, по которой обучают… шпионов. Знаете ли вы, что чтобы запомнить какую-то информацию надолго (а шпионам это жизненно необходимо: прочитать записку, запомнить и съесть, не говоря уже о сложных шифрах), ее необходимо повторять через определенное количество времени. Существует даже точное указание через какое. Итак, прочитали крохе стишок. Повторили ненавязчиво пару раз и… забыли. Через 5 минут спросите у малыша, помнит ли он стишок, повторите его, попросив ребенка договаривать последнее слово: “На лугу пасутся… кто? Правильно: козы”. Затем опять забудьте и вернитесь к стишку через 20 минут, затем через 2 часа, на следующее утро, повторив еще раз через сутки — будьте уверены, малыш запомнить этот стих надолго!
Повторять необходимо и “безвременно”, просто так. Гуляете по парку, поиграйте в игру “Что где стоит?”.  Заключается она в том, чтобы вспомнить, например, в какой комнате находится телевизор, кровать, игрушки ребенка, где установлен телефон. Или “Какие фрукты ты знаешь?” —  вы же играли с крохой в “кучу-малу” с фруктами, теперь спросите: “Какие фрукты есть у нас на карточках?”. Еще одна игра — “Как кого зовут?”:  как зовут бабушку/маму/папу/соседку по песочнице. Вы задаете вопрос медленно: “А ка-а-ак зову-у-ут…”, потом быстро добавляете: “…бабушку”. И малыш должен быстро-быстро ответить.
Про ассоциации повторяться не будем, думаем, смысл этого механизма понятен и так. Только помните: чем полнее, ярче и понятнее образ-ассоциация, тем легче малышу запомнить.

Веселых вам игр!

По материалам журнала «Мой ребенок»

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Какому родителю не хочется, чтобы у его ребенка была хорошая память! Сегодня мы поговорим о том, как ее можно развить

Многие считают, что то память у человека зависит, прежде всего, от наследственности: что если у папы или мамы память крепкая, то ребенок обязательно пойдет по их стопам. Увы, это далеко не так. Память — в первую очередь психический процесс и он не передается по наследству, а развивается и формируется в течение первых лет жизни ребенка. А мы, взрослые, можем и должны помочь этому процессу.

Вижу, слышу, трогаю

Перво-наперво родителям-педагогам следует запомнить главное правило: занимаясь целенаправленным развитием ребенка, не переусердствуйте! Ребенок — не компьютер, его не загрузишь, как машину, под завязку без последствий. А последствия могут быть самые разные и не очень приятные, ведь рост и развитие ребенка в возрасте до 3 лет — это процесс, идущий одновременно в разных направлениях: физическом, интеллектуальном, эмоциональном. И если сделать упор на интеллекте, то сверхспособности появятся, но где-то в другом месте обнаружится “дыра”. Поэтому давайте будем делать упражнения “по ходу дела”, не настаивая на моментальных результатах, а доставляя удовольствие ребенку и себе. Теперь немного теории. Мы уже говорили, что память — это психический процесс, и то, как он протекает, зависит от темперамента и наклонностей ребенка. Некоторые малыши активнее реагируют на звук (аудиалы), другие — любят все рассматривать (визуалы), а третьи — стремятся все потрогать (кинестетики). И вы наверняка уже в курсе, что больше по душе вашему непоседе. Эти знания мы и будем использовать в своих занятиях, но не увлекаясь и учитывая два факта: “чистые” типажи — это большая редкость, чаще всего они смешанные; все детки в этом возрасте склонны к “пальчиковым” исследованиям — тактильному изучению мира. Поэтому мы попробуем всего понемногу, выберем то, что ребенку больше всего понравится, но время от времени станем разбавлять эти упражнения “нетипичными”, чтобы дать и им шанс развиться.

Когда она рождается?

С какого момента жизни можно считать, что у ребенка уже есть память? Современные ученые утверждают — памятью наши малыши обладают уже во внутриутробном состоянии, а именно с 20 недели “беременной жизни”. Именно благодаря этому будущая мама может установить со своим крохой диалог: научить его реагировать на слова толчками или “вступать в контакт” с будущими родителями в строго определенное время суток. Кроме того, уже давно известно, что если ввести человека в состояние гипноза, то он может вспомнить, как ему жилось в животике у мамы.

Вперед и с песней

Развитие памяти идет параллельно общему развитию мышления у малышей. С каким багажом знаний приходит наш кроха к первому своему дню рождения? Он умеет улыбаться, хмуриться, злиться и радоваться (развились эмоции), он учится ходить (двигательная активность), начинает осваивать речевые навыки… Вот это мы и возьмем на вооружение: в возрасте от года до двух развиваем аффективную (эмоциональную) и механическую (моторную, двигательную) память. Начнем с потешек или стихов для самых маленьких. Для примера возьмем известное стихотворение Агнии Барто: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: Ой, доска кончается, Сейчас я упаду!

Хотите, чтобы малыш запомнил его поскорей? Изображайте движения бычка, охайте и обязательно падайте в конце. Таким (и только таким образом) “проигрываем” все стишки.

Малышам-аудиалам желательно стишки пропевать. А самое главное, что петь и “изображать в лицах” можно не только стихи, но и все, что угодно: от “два плюс два равно четыре” до “у кошечки — котята, у львицы — львята, у слона — слонята”. Чем проще слова и больше повторов, чем ярче и эмоциональнее вы все это изобразите, тем скорее малыш запомнит, а значит, начнет тренировать свою память. Со временем говорите только первую фразу, а малыш — пусть пробует повторять, к примеру, вы: “Кошка, кошка, мяу…”, малыш договаривает: “мяу” и т.д. Стоит пару раз показать ребенку, что слон — во-о-от такой, большой-большой (встаньте на цыпочки, поднимите руки), а мышка — маленькая-маленькая (присели и показали руками, какая она маленькая) и увидите, что скоро услышав эти слова, кроха сам будет тянуть к потолку ручки и приседать в нужных местах. А главное — играйте, как актриса на сцене, вызывая эмоциональную реакцию крохи (обычно малыши реагируют на старания родителей заливистым смехом), так как все, что вызывает у нас эмоции, быстрее запоминается и долго помнится. И не забудьте потом поиграть в “Кто сказал мяу?” (спросите кроху, как “говорит” кошечка, коровка, собачка).

Думал, думал и придумал

В два-три года у ребенка начинается формирование логическо-образного мышление. Кроха активно начинает разговаривать, познавать мир, изучать свойства предметов, сравнивать и анализировать. Пришло время подключать воображение, ассоциации и и искать логические связи.

“Один и группа”. Нашей памяти проще всего запоминать информацию не хаотично, а группами, когда между предметами есть “связующее звено”. К примеру, наклейте на один лист (или подберите готовую картинку) с изображениями разных фруктов. Покажите малышу ее (задействуется зрительная память): “Смотри, это банан, это яблоко, это персик, а все вместе они — фрукты!”. Как вариант, соберите несколько карточек, на которых фрукты изображены по отдельности, выложите каждую, а затем предложите малышу устроить кучу-малу, смешать все карточки в кучу (задействуется моторика), а потом скажите: “Это фрукты!”. То же самое можно проделать с любыми группами (овощи, птицы, животные, цветы и т.д.). Затем можно поупражняться на тему: “Что это?” (показываем карточку и спрашиваем, что на ней изображено). Сначала достаточно 3-4 карточек для запоминания, затем — увеличивайте количество по 1 каждые три дня. “Кто лишний?” Когда знакомство с группами произошло, переходим к следующему упражнению. Выложите на столе несколько карточек из одной смысловой группы и одну — из другой (к примеру, 3 фрукта и 1 овощ). Спросите кроху: “Кто здесь лишний? Кто пришел из другой семьи?”. Как только малыш найдет “самозванца”, похвалите его и порадуйтесь находке вместе с ним. “Найди отличия”. Это игра также предназначена для тренировки зрительной памяти, как и две предыдущие. Тут уж не обойтись без готовых материалов, но, к счастью, эту популярную задачку можно легко найти в различных книжках-игрушках, имеющихся в продаже. Кстати, загляните на последние страницы журнала, в раздел “Забавы для малышей”, почти в каждом номере есть одно такое упражнение. Задача проста: сравнить две вроде бы одинаковые картинки и найти различия между ними. “Пропажа”. Возьмите несколько игрушек крохи, положите их рядышком и попросите ребенка запомнить “присутствующих”. Затем накройте игрушки платком, незаметно уберите одну, снимите платок и спросите малыша: “Кто пропал?”. Начните с 2-3 ярких, больших игрушек. Постепенно их количество необходимо увеличивать, а сами предметы — выбирать меньших размеров. К слову, зрительная память — одна из ведущих. Поэтому даже если ваш малыш не визуал, развивать его способности в этом направлении нужно обязательно. Развитие слуховой памяти подразумевает любые упражнение, в которых нужно запоминать информацию на слух. “Сиди и слушай”. Сидеть, конечно, не обязательно! Можно идти, стоять, лежать. И слушать. Стихи, к примеру, “Муху-цокотуху”. Но читать необходимо не монотонно и однообразно, а конечно же, с чувством, толком, расстановкой. Для облегчения запоминания необходимо проходить логические ассоциации, “подключать” образы, объяснять, что значат те или иные слова. Муха, муха-цокотуха, Муха по полю пошла, Муха денежку нашла… (Вытащите монетку из кармана и покажите крохе — вот такую денежку; “А ты знаешь, что такое поле?”.. и т.д.) “Игра в ассоциации”. На кого похож самолет? “Посмотри, он такой же большой, как слон. Помнишь, как выглядит слон? У самолета есть крылья, у кого из живых существ есть крылышки?”. Строительный кран похож на жирафа, автобус — на свинку. Хотите, чтобы ребенок запомнил геометрические фигуры? Нарисуйте круг, покажите его крохе. Потом вернитесь к карточкам с фруктами-ягодами круглой формы (яблоко, персик, арбуз) и предложите крохе сравнить: это круг и фрукты — круглые.

Правила запоминания

То, над чем мы трудились сегодня — это упражнения для развития произвольной памяти. Непроизвольную, свойственную всем детям, развивать не надо, об этом давным-давно позаботилась природа. А вот все остальное (знания, которые нам необходимы в течении жизни, а так же любую “дополнительную” с точки зрения природы информацию) человеку приходится “усваивать”, делая над собой усилия. Поэтому такой вид памяти называется произвольным — требует волевого напряжения. И чем активнее мы тренируем эту память в нежном возрасте, тем легче малышу будет в садике (где к каждому утреннику необходимо выучить несколько стишков), в школе (вспомните, как сами зубрили Таблицу умножения и “Гимн Советского Союза”), в институте (где одним студентам, готовящимся к сессии, приходится зубрить с утра до вечера, а другим — достаточно пробежаться один раз глазами, чувствуете разницу?). Вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал легкой памятью (и в прямом и переносном мысле). Тогда вам следует знать, что она, как на трех китах, стоит на: впечатлении, повторении и ассоциациях. Что же это такое?

Впечатление

Говоря о впечатлениях, подразумеваем 5 органов чувств. Научите кроху при знакомстве с новым предметом задействовать как можно больше органов чувств. Как это сделать? Допустим, показываете малышу новый фрукт — к примеру, манго. Фрукт — экзотический, ребенку незнакомый, и при первом контакте ему необходимо составить наиболее полную “ячеечку” в памяти, отведенную под понятие “манго”. Не наученный “правилам знакомства на долгую память”, ребенок скорее всего посмотрит на плод, подержит в руках, откусит и все. Преподнесите малышу манго как событие. Скажите: “Посмотри, какой гость к нам прибыл из жарких стран. Видишь, какого он интересного цвета, а пощупай, какая у него гладкая кожура. Теперь понюхай, пахнет? А давай попробуем… Вкусно?”. В дополнение можно рассказать какую-нибудь историю про этот “экзот”, и будьте уверены, в его ячеечке появится обширное, разностороннее “досье” на него. Если вы станете преподносить любую новинку таким образом, кроха научится быть внимательным к мелочам. И память его пополнится намного быстрее.

Повторение и ассоциации

В качестве правил по количеству повторов, обратимся к методике, по которой обучают… шпионов. Знаете ли вы, что чтобы запомнить какую-то информацию надолго (а шпионам это жизненно необходимо: прочитать записку, запомнить и съесть, не говоря уже о сложных шифрах), ее необходимо повторять через определенное количество времени. Существует даже точное указание через какое. Итак, прочитали крохе стишок. Повторили ненавязчиво пару раз и… забыли. Через 5 минут спросите у малыша, помнит ли он стишок, повторите его, попросив ребенка договаривать последнее слово: “На лугу пасутся… кто? Правильно: козы”. Затем опять забудьте и вернитесь к стишку через 20 минут, затем через 2 часа, на следующее утро, повторив еще раз через сутки — будьте уверены, малыш запомнить этот стих надолго! Повторять необходимо и “безвременно”, просто так. Гуляете по парку, поиграйте в игру “Что где стоит?”.  Заключается она в том, чтобы вспомнить, например, в какой комнате находится телевизор, кровать, игрушки ребенка, где установлен телефон. Или “Какие фрукты ты знаешь?” —  вы же играли с крохой в “кучу-малу” с фруктами, теперь спросите: “Какие фрукты есть у нас на карточках?”. Еще одна игра — “Как кого зовут?”:  как зовут бабушку/маму/папу/соседку по песочнице. Вы задаете вопрос медленно: “А ка-а-ак зову-у-ут…”, потом быстро добавляете: “…бабушку”. И малыш должен быстро-быстро ответить. Про ассоциации повторяться не будем, думаем, смысл этого механизма понятен и так. Только помните: чем полнее, ярче и понятнее образ-ассоциация, тем легче малышу запомнить.

Веселых вам игр!

По материалам журнала "Мой ребенок"