fbpx
Главная Дети и все о детях Воспитание и развитие «Роль взрослого в развитии ребенка – не мешать»: методика Монтессори

«Роль взрослого в развитии ребенка – не мешать»: методика Монтессори

Выбор редакции

Как выбрать первые подгузники новорожденному: советы родителям

Задача родителей – обеспечить комфортное благосостояние ребенку. Среди других средств создания удобных условий, следует правильно выбирать детские подгузники для малышей. Чтобы сэкономить время на...

Скороговорки для детей на украинском: польза и примеры

Традиционно скороговорки считают инструментом развития дикции у детей. Но в украинском «исполнении» скороговорка часто ещё и настоящее произведения искусства! С неумением родителей пользоваться этим...

Как воспитывать котов и детей

Одним малышам определенно везет – кошка в семье есть ещё до их рождения. Другим может повезти немногим позже – в возрасте до 3-4 лет...

Безопасность и польза кошек для ребенка

Кошки для детей становятся как настоящими друзьями при правильно «настроенных» взаимоотношениях между ними родителями. Согласитесь, все, буквально все дети рано или поздно просят котенка....

Методика развития ребенка Марии Монтессори – одна из самых популярных на сегодняшний день. В ней совмещаются на первый взгляд несовместимые процессы: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

 

Как правило, методика охватывает возраст деток от 3 до 6 лет. 


 

Суть метода

 

Уникальность системы заключается в том, что основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики.

 

Методика Монтессори особенна тем, что в ней нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


 

Главный принцип системы — «Помоги мне сделать это самому!» Т.е. взрослый должен осознать, что именно интересует ребенка, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.


 

Дети, которые занимаются по данной методике, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 
 


 

Система Монтессори основана на следующих положениях:

 

·      Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

·      Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

·      Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

·      Дети принимают самостоятельные решения.

·      Занятия проходят в специально подготовленной среде.

·      Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

·      Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

·      Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

·      Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.


 

Одним словом, все в этой методике стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

 

А вот задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. К тому же взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того, чтобы вызвать заинтересованность.

 

Итак, основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

 

Роль взрослого

 

Хоть роль взрослого в методике Монтессори – только помогать, однако на самом деле истинная роль его очень велика. Взрослый должен с помощью собственного опыта, мудрости и природного чутья проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал. 


 

В процессе занятия основная задача взрослого – не мешать ребенку осваивать окружающий мир, не делиться своими знаниями. В то же время он должен помогать собирать ребенку, анализировать и систематизировать свои собственные знания. Взрослый всего лишь наблюдает со стороны за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.


 

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.


 

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

 

Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу.

 

Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

 

Развивающая среда

 

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.


 

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.


 

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.


 

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

 

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

 

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т. е. то, что нужно в повседневной жизни.

 

Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т. п.

 

Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

 

Зона языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.

 

Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

 

Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно. 
 


 

Дидактический материал

 

Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори — это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы — знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т. д.

 

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

 

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели — прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т. д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.).

 

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

 

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.


 

Основные правила использования Монтессори-материалами:

 

1.             Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

 

2.             Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

 

3.             Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

 

·      выбор материала,

·      подготовка материала и рабочего места,

·      выполнение действий,

·      контроль ошибок,

·      завершение работы, расположение материала на исходное место.

 

4.             Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

 

5.             На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки.

 

6.             При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

 

7.             Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

 

8.             Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.

 

9.             Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал.

 

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать. 


 

Недостатки системы Монтессори

 

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

 

1.    Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

 

2.    В системе нет ролевых и подвижных игр.

 

3.    Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсированы тем, что в Монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

 

4.    После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Рецепты

Пряничный домик

Если в доме есть малыши, то, безусловно, пряничный домик станет настоящим украшением праздничного стола, и море детского восторга вам будет обеспечено. А если детка уже достаточно большая, чтобы помогать, то и сам процесс готовки доставит вам и ребенку много радости.

Торт «Ангелинка»

Предлагаем Вам рецепт простого, но очень вкусного тортика «Ангелинка», начинку к которому, так же как и украшение, легко придумать самому.

Как правильно приготовить перловку

Всем известная перловая каша, принадлежит к тому виду круп, которые любят далеко не все. Мало кто знает, что это любимая каша Петра I, а мы ее встречаем в супах среди картошки, лука и моркови.

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Строгие правила Меган Маркл

Ну кто же из девочек не мечтал быть королевой, ну или принцессой? Жить в замке или дворце, иметь придворных и огромные полномочия хотела каждая маленькая леди. Но оказывается, что королевская судьба не так уж проста.

Лилия Ребрик беременна во второй раз

Ведущая Лилия Ребрик скоро станет мамой во второй раз. Будущая мама считает, что беременность – это чудесный период, и хотя для нее это уже второй раз, все же, Лиля чувствует себя совершенно по-новому.

Валентина Хомайко. Три дня декрета

Пятого декабря знаменитая телеведущая Канала 1+1 Валентина Хомайко родила четвертого ребенка. Первым о появлении малыша на свет рассказал муж Валентины Андрей Онистрат в своем Instagram. А немного позже и роженица поделилась видео с малышом подписав его очень трогательными словами.

Звездные дети

В наше время стало очень популярным называть детей редкими, старинными и необычными именами. Что только не придумают родители для того что бы подчеркнуть индивидуальность своего ребенка.

Похожие статьи