fbpx
Главная Дети и все о детях Воспитание и развитие «Роль взрослого в развитии ребенка – не мешать»: методика Монтессори

«Роль взрослого в развитии ребенка – не мешать»: методика Монтессори

Выбор редакции

«Киндер-сюрприз» Как правильно принять свою неожиданную беременность?

Не откроем Америку, если скажем, что практически каждый второй новорожденный карапуз – незапланированное семейное счастье. А ведь поначалу полосатый «вердикт» теста для опешивших родителей сравним едва ли не с катастрофой…

Арбуз: лакомство и лекарство

Как многие из нас ждут урожая арбузов! Их вкусная мякоть несет в себе свежесть, сладость и здоровье. Плод арбуза - это крупная шаровидная ложная ягода, которую знали в Египте еще 4000 лет назад.

Пренатальная связь малыша и папы

От мужа требуется огромное понимание, терпимость и бескорыстное отношение по отношению к жене, чтобы правильно оценить все ее действия, мысли, поведение во время беременности. Как правило, отношение мужа к жене в этот период меняется, беременность усиливает его любовь к ней. В нем растет страстное желание заботиться о ней, угождать ей, исполнять все ее желания - с нежностью и пониманием.

Нерасторжимая связь до рождения

Влияние родителей на уровень развития головного мозга ребенка бесспорно. Однако оно определяется не только наследственностью, но и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Тревоги, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка.

Методика развития ребенка Марии Монтессори – одна из самых популярных на сегодняшний день. В ней совмещаются на первый взгляд несовместимые процессы: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

 

Как правило, методика охватывает возраст деток от 3 до 6 лет. 


 

Суть метода

 

Уникальность системы заключается в том, что основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики.

 

Методика Монтессори особенна тем, что в ней нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


 

Главный принцип системы — «Помоги мне сделать это самому!» Т.е. взрослый должен осознать, что именно интересует ребенка, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.


 

Дети, которые занимаются по данной методике, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 
 


 

Система Монтессори основана на следующих положениях:

 

·      Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

·      Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

·      Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

·      Дети принимают самостоятельные решения.

·      Занятия проходят в специально подготовленной среде.

·      Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

·      Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

·      Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

·      Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.


 

Одним словом, все в этой методике стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

 

А вот задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. К тому же взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того, чтобы вызвать заинтересованность.

 

Итак, основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

 

Роль взрослого

 

Хоть роль взрослого в методике Монтессори – только помогать, однако на самом деле истинная роль его очень велика. Взрослый должен с помощью собственного опыта, мудрости и природного чутья проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал. 


 

В процессе занятия основная задача взрослого – не мешать ребенку осваивать окружающий мир, не делиться своими знаниями. В то же время он должен помогать собирать ребенку, анализировать и систематизировать свои собственные знания. Взрослый всего лишь наблюдает со стороны за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.


 

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.


 

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

 

Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу.

 

Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

 

Развивающая среда

 

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.


 

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.


 

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.


 

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

 

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

 

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т. е. то, что нужно в повседневной жизни.

 

Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т. п.

 

Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

 

Зона языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.

 

Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

 

Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно. 
 


 

Дидактический материал

 

Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори — это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы — знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т. д.

 

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

 

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели — прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т. д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.).

 

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

 

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.


 

Основные правила использования Монтессори-материалами:

 

1.             Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

 

2.             Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

 

3.             Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

 

·      выбор материала,

·      подготовка материала и рабочего места,

·      выполнение действий,

·      контроль ошибок,

·      завершение работы, расположение материала на исходное место.

 

4.             Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

 

5.             На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки.

 

6.             При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

 

7.             Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

 

8.             Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.

 

9.             Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал.

 

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать. 


 

Недостатки системы Монтессори

 

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

 

1.    Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

 

2.    В системе нет ролевых и подвижных игр.

 

3.    Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсированы тем, что в Монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

 

4.    После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Сыроедение

Сыроедение, витарианизм (от латинского «vita» - жизнь), натуризм – это всё питание, разрешающее необработанную пищу, по большей части, составленное на основе растительного рациона (без жарения, варки, запекания, копчения, паровой обработки, засолки, маринада, брожения).

Рецепты на Ореховый Спас: миндальные макаруны и фисташковые бискотти

Эти макаруны и бискотти - непревзойденные рецепты на Ореховый (Хлебный) Спас.

Штрудель

Этот удивительный десерт может с легкостью превратиться в сытное второе блюдо, если начинку из яблок или груш заменить, например, капустой или мясом.

«Ручной ребенок» или Носить ли кроху на руках?

Пожалуй, любая бабушка вам ответит: "Ни в коем случае! Привыкнет к рукам, потом не слезет! С рождения надо приучать к своей кроватке!" "Кричит? Дай ему соску, люльку покачай, и пусть спит, он же тобой манипулирует!"

9-й месяц беременности. Путеводитель для пап

 Наконец-то вы дошли до него. Последний месяц! Все системы в норме! Аааа… расслабьтесь. Ваш ребенок может появиться в любой момент, но после того, как вы...

Вакцинация от гриппа при беременности

Симптомы гриппа Когда вирус прижился, симптомы гриппа могут включать головные боли, чихание, кашель и боль в горле. При более серьезных напряжениях у большинства людей также...

Нерасторжимая связь до рождения

Влияние родителей на уровень развития головного мозга ребенка бесспорно. Однако оно определяется не только наследственностью, но и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Тревоги, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка.

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Документальный сериал Кортни Кокс

Знаменитая актриса, Кортни Кокс, которая обрела свою популярность за роль Моники в легендарном сериале «Друзья», решила заняться продюсированием документального сериала о беременности и роли родителя под названием «9 месяцев». Продюсеры хотели показать правдивые истории разных людей, которые по тем или иным причинам испытывают трудности в зачатии или вынашивании плода.

Кевин Маккалистер спустя 28 лет

В далеком 1993 году на экраны вышел, уже культовый, фильм «Один дома». Новогодние приключения малыша Кевина, который остался один на Рождество смотрели, наверное, все. И каждая новая часть радовала поклонников столь милой и невероятно смешной комедии.

Кейт Хадсон официально объявила про третью беременность

Невероятную новость о беременности голливудская актриса Кейт Хадсон сообщила в своем Инстаграм. Актриса выставила забавное семейное видео, где и рассказала, что ждет третьего малыша.

Строгие правила Меган Маркл

Ну кто же из девочек не мечтал быть королевой, ну или принцессой? Жить в замке или дворце, иметь придворных и огромные полномочия хотела каждая маленькая леди. Но оказывается, что королевская судьба не так уж проста.

Похожие статьи