Методика Никитиных для раннего развития

Методика Никитиных для раннего развития

… чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция… позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками.

И. Аршавский о Никитиных

Методика Никитиных – одна из основных в направлении раннего развития детей. Она успела не только завоевать сторонников, но и вызвать некоторые споры. Методика Никитиных и ее принципы Данная методика отнесена педагогикой к нетрадиционным системам. Ее основателями стали Борис и Елена Никитины — родители семерых детей, педагоги-новаторы. Основой своей методики Никитины определили гипотезу Необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Исходя из этой идеи, следует понимать, что эффективность развития ребенка может быть безнадежно утрачена. Причиной тому может стать:
  • разрыв между началом развития и периодом созревания;
  • пропуск наиболее удачного времени для развития;
  • отсутствие комфортных условий для развития ребенка.
Основными положениями (принципами) методики можно считать следующие:
  • самое удачное время для развития ребенка — его ранние стадии жизни (далее же не следует останавливаться в поддержании этого процесса, чтобы гарантировать эффективность);
  • родители ничего не должны делать за ребенка, а быть исключительно помощниками в его самостоятельной деятельности или стать пассивным наблюдателем в ожидании;
  • в процессе развития на каждом этапе ребенок должен достигать максимального результата для своих возможностей;
  • создание непринужденных условий, которые будут способствовать развивающей деятельности малыша и стимулировать к ее дальнейшим этапам (комфортная среда для опережающего развития);
  • развитие должно проходить для ребенка как приятное творчество и гарантировать свободу выбора его развивающей деятельности;
  • в развитии ребенка следует учитывать его индивидуальные особенности и не перенагружать занятиями;
  • коррекция деятельности ребенка проводится одобрением (но не захваливанием) при правильном подходе решения любой проблемной ситуации (взрослый «сорадуется» успехам ребенка);
  • никакие принуждения к занятиям не разрешаются – вместо них следует наладить игровые стимулирующие взаимоотношения;
  • не допускать пресыщения ребенка занятиями.
Подчеркнем важность самостоятельной деятельности малыша по этой методике. Она дает ребенку не только веру в себя, но и возможность использования всё новых индивидуальных творческих решений любой возникающей задачи. Правильный подход к ребенку, по Никитиным, начинается еще с самого зачатия, процесса родов, далее лишь приходя в развитие. Кроме своей системы воспитания, развития ребенка, Никитины создали и собственную систему оздоровления детей. В ней активно использовалось радикальное закаливание, работа на спортивных тренажерах и пренебрежение лекарственными средствами в период болезней. Развивающие игры Никитиных Развитие должно быть активным, согласно идеям Никитиных. Самой активной деятельностью для ребенка, особенно в ранний период, является игра. Развивающие игры Никитиных выстроены по возрастающей сложности. Они охватывают широкий диапазон задач: от элементарного уровня (для одно- или трехлетних малышей) до уровня высокой сложности (даже для взрослых). Целью любой игры Никитиных является развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Все эти игры используют разные способы передачи информации. Родителям же предоставляется возможность расширения любой из игр новыми заданиями, новыми вариантами игровых ситуаций. Со временем и с развитием творческого уровня ребенок тоже будет участвовать в создании дополнительных новых игровых моментов к любой игре. Ребенок в этих играх становится настоящим изобретателем. Родители в играх Никитиных являются обязательными спутниками детей в процессе игр. Специалисты не склонны считать их играми в чистом виде, а скорее, это средство обучения с игровыми моментами. Развивающие игры Никитиных, по большей части, являются головоломками, которые направлены на Игра "Сложи узор" доступна для детей 1-3 лет.достраивание образов, распознавание их, т.е. на развитие образного мышления. Развитие логики – также является основной задачей этих игр. Кроме того, ребенок развивает чувство формы и цвета, способность комбинировать, учится анализу и синтезу, постигает математические основы и т.д. Несомненно, игровые наборы способствуют и развитию моторики ребенка. В каждой игре есть свой набор задач. Эти задачи ребенок решает с помощью Никитинских кирпичиков, кубиков, квадратов, деталей конструктора-механика и др. В их изготовлении чаще всего используется картон, пластик. Задачи предлагаются в виде плоского рисунка в изометрии, модели, устной или письменной инструкции. Наборы распространяются и в магазинах, и во многих интернет-магазинах. Но существуют даже инструкции по самостоятельному изготовлению материалов методики Никитиных в глобальной сети. Первой игрой для одно-трехлетнего ребенка может стать набор «Сложи узор». Спустя одну-две недели рекомендуется введение игры «Рамки и вкладыши Монтессори», а после можно переходить к наборам: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Обезьянка», «Внимание», «Точечки», «Кирпичики» и др. данный порядок не является однозначным, стабильным. Использование игр зависит от уровня развития ребенка, его индивидуальных особенностей, возраста. Вариативность и разный уровень сложностей игр Никитиных позволяет пользоваться ими в течение нескольких лет. Спорность методики Есть убеждение, что методика Никитиных не может быть единственно достаточной методикой для полноценного развития ребенка. Она предлагается лишь как часть общего комплекса развития. Но это лишь легкое критическое замечание к данной разработке развития. Существуют радикально настроенные критики против методики Никитиных. Никитины подчеркивали внедрение своей системы воспитания, развития, оздоровления в рамках своей семьи, воспитания своих семерых детей. Основанием для критического отношения к данной методике и стал анализ социализации, достижений этих детей. Специалисты не определили их выдающимися (лишь состоявшимися) и беспроблемными во взаимодействии с обществом. Некоторые даже обвинили Никитиных в создании сектантской искусственной, замкнутой обстановки в семье. Отмечены проблемы адаптации их детей, начиная со школьного коллектива. А также условия их развития определяются критиками как очень сложные в физическом и психическом планах. Еще более критично отношение критиков к системе оздоровления Никитиных. Она оценена как способная вызвать психологический дискомфорт, как излишне суровая. По данному мнению, постоянная необходимость выживания, например, в радикальных условиях закаливания не является комфортной для психики ребенка. Вот несколько книг под авторством Никитиных:
  • Никитин Б.П., Никитин Л.А. Мы и наши дети – Ростов-на-Дону, 1991
  • Никитин Б.П. Интеллектуальные игры — 2004
  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. — 1990
  • Никитина Л.А. Я учусь быть мамой — 2002
  • Никитина Л.А. Мама или/и детский сад – 1990
Согласно идеям Никитиных, бездействие смертельно для развития. Выбирая путь развития своего ребенка, благоприятнее основываться на его полезности и безопасности для самого малыша. Больших высот в покорение вашим детям! Обсудить методику Никитиных на форуме Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь