fbpx

Методика Зайцева

Выбор редакции

Российским педагогом Н. А. Зайцевым был создан целый ряд методик для обучения каллиграфии, математике, чтению, грамматике русского языка, английскому языку. Их использование допустимо в домашних условиях, в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования. Пособия, для обучения по его методикам могут служить как для индивидуального обучения, так и для группового.

Психологи, медики, физиологи характеризуют методики данного педагога как здоровьесберегающие, природосообразные, универсально-адаптивные. Разработаны они также с учетом особенностей детей разных групп, включая тех, кто имеет особенности психофизического развития.

Методики Зайцева основываются на игровом и системном подходе, с использованием наглядности. То есть от нагладно-образного ведется к абстрактно-логическому через конкретно-действенное. В этом обучении дети преодолевают посильные им трудности, без особого утомления. А вот познавательный интерес ребенка полностью удовлетворяется.


Читаем и пишем по Зайцеву

Методика обучению чтению по кубикам Зайцева — одна из ведущих, особенно для раннего развития. Она предполагает обучение детей двух-трех лет в течение получаса-часа дважды в неделю. И уже через шесть-девять месяцев дети могут начать читать. Если заняться по этой методике с детьми четырех лет, то результат будет виден через шестнадцать занятий, а с пяти лет – через пять или десять занятий.

Идеей этой методики является представление элементарной частицей речи не буквы, не слога, а склада. Под складом подразумевается осознанное человеком мускульное усилие речевого аппарата. Усилие при произнесении можно почувствовать, если обхватить шею рукой под основанием челюсти и постараться что-то произнести. Такой принцип обучения чтению сравнивается с тем, как ребенок начинает говорить. Ведь малыш не произносит отдельных звуков, а говорит «склады», а потом слова. Кубики и отображают эти склады.

Кроме кубиков используются и настенные таблицы. Причем, весь «буквенный» материал языка предлагается ребенку сразу. Особенностью кубиков является их уникальное различие, в котором заложены основные принципы классификации звуков. Все кубики различаются по многим признакам. Они различны по весу, есть «большие» и «маленькие», «деревянные», «железные» и «золотые» (2 штуки с гласными). Каждый вид кубика подразумевает определенную, привычную для нас, классификацию. Например, «маленькие» — это мягкие склады. «Большие» — твердые. «Деревянные» — это склады глухие, а «железные» — звонкие. «Золотые» кубики обозначают гласные. Помогает это осознавать и звук самих кубиков: «железные» громыхают железными пробками внутри, «деревянные» стучат кусочками дерева (или фасоли), а «золотые» звенят монетками (колокольчиками или наперстками). В комплект для обучения «Кубики Зайцева» включается и кассета с напевками, и методичка. Учебные материалы по методике Зайцева не очень дешевые. Но есть сайты, на которых можно найти инструкции по изготовлению материалов самостоятельно и другие сопровождающие необходимости.

Особенностью методики Зайцева является подход к чтению через письмо. Но дети должны писать не в тетрадях, а указкой по таблице и «кубиками». Это помогает превращению звуков в знаки. Это реализует необходимость понимания ребенком, как делаются слова, а также осознания, что их можно собирать и разбирать «по частям». При этом, отсутствуют последствия традиционного письма, часто осложняющие проблемы со зрением и осанкой. Интересно и то, что, по большей степени, знакомство со складами происходит через их пропевание, а не через прочтение. Ребенку это будет более интересно, а специалисты видят в этом бóльшую продуктивность. Важно и то, что система обучения Зайцева учитывает неустойчивость внимания в раннем возрасте. И на результат не повлияет даже длительность занятий в течение 15 минут. Именно минутность, «незаметность» через игру, системность, постоянное присутствие кубиков и таблиц в жизни Кубики Зайцеваребенка и творческое желание родителей (или преподавателей) – являются определяющими в этом обучении.

Кроме узконаправленных целей данной методики, реализуются и дополнительные её эффекты:

  • развитие самостоятельности в обучении;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти;
  • формирование логического мышления;
  • развитие четкости речи;
  • исправление логопедических проблем.

 

Упражнения

Приведем несколько упражнений с кубиками Зайцева.

Смешные слова

Ребенку предлагается выставить в ряд 3-4 (или 5) кубиков. Взрослый берет и рукой ребенка проводит по кубикам с лева направо (или вверх-вниз, смотря как выложен ряд), прочитывая составленное. Как правило, будут получаться несуществующие слова и взрослый должен это подчеркнуть. Но могут попасться и слова «настоящие».
Данное упражнение поможет ребенку понимать принципы чтения и письма: слева направо и сверху вниз, а также научит озвучивать кубики. Можно вместе с ребенком придумать и значение каждому слову.

 

«Зоопарк»

Сначала просим ребенка назвать животных, которых он знает. Можно выставить и фигурки этих животных, чтобы потом малышу было легче их «писать». Теперь предлагаем малышу выстроить из кубиков их названия (возможно, с вашей помощью). Потом он может «написать» эти названия и на таблице указкой.

 

«Загадки»

Загадываем ребенку загадку. Он отгадывает, а вы можете выложить эту отгадку кубиками. Или он уже сам выкладывает отгадку и прочитывает с кубиков.
«Прятки»

Прячете где-то (в доступном для ребенка месте) небольшое слово из кубиков. Он должен найти и принести его. Слово часто распадается по дороге, поэтому просим малыша «починить» его. Либо просто прочитываем с ним (с проведением руки по кубикам) или просим его прочитать самого.
«Пишем своё имя»

Спрашиваем ребенка: как тебя зовут? Он отвечает имя. Ищем кубики для составления его имени. Выставляем и прочитываем. Потом берем и перепутываем, переворачиваем, переставляем кубики и прочитываем неправильное название имени. Спрашиваем: тебя ТАК зовут? Он отвечает: нет. Еще переворачиваем и зачитываем уже правильное имя. Так постепенно в течение двух или трех занятий ребенок научиться их узнавать, находить, выставлять правильно и «писать» в таблице.
Обучение по методикам Зайцева – очень увлекательно, а главное, результативно. Впустите ребенка в мир знаний через увлекательную игру. Удачи!

 

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Российским педагогом Н. А. Зайцевым был создан целый ряд методик для обучения каллиграфии, математике, чтению, грамматике русского языка, английскому языку. Их использование допустимо в домашних условиях, в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования. Пособия, для обучения по его методикам могут служить как для индивидуального обучения, так и для группового. Психологи, медики, физиологи характеризуют методики данного педагога как здоровьесберегающие, природосообразные, универсально-адаптивные. Разработаны они также с учетом особенностей детей разных групп, включая тех, кто имеет особенности психофизического развития. Методики Зайцева основываются на игровом и системном подходе, с использованием наглядности. То есть от нагладно-образного ведется к абстрактно-логическому через конкретно-действенное. В этом обучении дети преодолевают посильные им трудности, без особого утомления. А вот познавательный интерес ребенка полностью удовлетворяется. Читаем и пишем по Зайцеву Методика обучению чтению по кубикам Зайцева - одна из ведущих, особенно для раннего развития. Она предполагает обучение детей двух-трех лет в течение получаса-часа дважды в неделю. И уже через шесть-девять месяцев дети могут начать читать. Если заняться по этой методике с детьми четырех лет, то результат будет виден через шестнадцать занятий, а с пяти лет – через пять или десять занятий. Идеей этой методики является представление элементарной частицей речи не буквы, не слога, а склада. Под складом подразумевается осознанное человеком мускульное усилие речевого аппарата. Усилие при произнесении можно почувствовать, если обхватить шею рукой под основанием челюсти и постараться что-то произнести. Такой принцип обучения чтению сравнивается с тем, как ребенок начинает говорить. Ведь малыш не произносит отдельных звуков, а говорит «склады», а потом слова. Кубики и отображают эти склады. Кроме кубиков используются и настенные таблицы. Причем, весь «буквенный» материал языка предлагается ребенку сразу. Особенностью кубиков является их уникальное различие, в котором заложены основные принципы классификации звуков. Все кубики различаются по многим признакам. Они различны по весу, есть «большие» и «маленькие», «деревянные», «железные» и «золотые» (2 штуки с гласными). Каждый вид кубика подразумевает определенную, привычную для нас, классификацию. Например, «маленькие» - это мягкие склады. «Большие» - твердые. «Деревянные» - это склады глухие, а «железные» - звонкие. «Золотые» кубики обозначают гласные. Помогает это осознавать и звук самих кубиков: «железные» громыхают железными пробками внутри, «деревянные» стучат кусочками дерева (или фасоли), а «золотые» звенят монетками (колокольчиками или наперстками). В комплект для обучения «Кубики Зайцева» включается и кассета с напевками, и методичка. Учебные материалы по методике Зайцева не очень дешевые. Но есть сайты, на которых можно найти инструкции по изготовлению материалов самостоятельно и другие сопровождающие необходимости. Особенностью методики Зайцева является подход к чтению через письмо. Но дети должны писать не в тетрадях, а указкой по таблице и «кубиками». Это помогает превращению звуков в знаки. Это реализует необходимость понимания ребенком, как делаются слова, а также осознания, что их можно собирать и разбирать «по частям». При этом, отсутствуют последствия традиционного письма, часто осложняющие проблемы со зрением и осанкой. Интересно и то, что, по большей степени, знакомство со складами происходит через их пропевание, а не через прочтение. Ребенку это будет более интересно, а специалисты видят в этом бóльшую продуктивность. Важно и то, что система обучения Зайцева учитывает неустойчивость внимания в раннем возрасте. И на результат не повлияет даже длительность занятий в течение 15 минут. Именно минутность, «незаметность» через игру, системность, постоянное присутствие кубиков и таблиц в жизни Кубики Зайцеваребенка и творческое желание родителей (или преподавателей) – являются определяющими в этом обучении. Кроме узконаправленных целей данной методики, реализуются и дополнительные её эффекты:
  • развитие самостоятельности в обучении;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти;
  • формирование логического мышления;
  • развитие четкости речи;
  • исправление логопедических проблем.
  Упражнения Приведем несколько упражнений с кубиками Зайцева. Смешные слова Ребенку предлагается выставить в ряд 3-4 (или 5) кубиков. Взрослый берет и рукой ребенка проводит по кубикам с лева направо (или вверх-вниз, смотря как выложен ряд), прочитывая составленное. Как правило, будут получаться несуществующие слова и взрослый должен это подчеркнуть. Но могут попасться и слова «настоящие». Данное упражнение поможет ребенку понимать принципы чтения и письма: слева направо и сверху вниз, а также научит озвучивать кубики. Можно вместе с ребенком придумать и значение каждому слову.   «Зоопарк» Сначала просим ребенка назвать животных, которых он знает. Можно выставить и фигурки этих животных, чтобы потом малышу было легче их «писать». Теперь предлагаем малышу выстроить из кубиков их названия (возможно, с вашей помощью). Потом он может «написать» эти названия и на таблице указкой.   «Загадки» Загадываем ребенку загадку. Он отгадывает, а вы можете выложить эту отгадку кубиками. Или он уже сам выкладывает отгадку и прочитывает с кубиков. «Прятки» Прячете где-то (в доступном для ребенка месте) небольшое слово из кубиков. Он должен найти и принести его. Слово часто распадается по дороге, поэтому просим малыша «починить» его. Либо просто прочитываем с ним (с проведением руки по кубикам) или просим его прочитать самого. «Пишем своё имя» Спрашиваем ребенка: как тебя зовут? Он отвечает имя. Ищем кубики для составления его имени. Выставляем и прочитываем. Потом берем и перепутываем, переворачиваем, переставляем кубики и прочитываем неправильное название имени. Спрашиваем: тебя ТАК зовут? Он отвечает: нет. Еще переворачиваем и зачитываем уже правильное имя. Так постепенно в течение двух или трех занятий ребенок научиться их узнавать, находить, выставлять правильно и «писать» в таблице. Обучение по методикам Зайцева – очень увлекательно, а главное, результативно. Впустите ребенка в мир знаний через увлекательную игру. Удачи!   Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"