Развивающая система Монтессори является одной из самых ведущих во многих странах всего мира. Она используется в центрах развития, в детских садах, школах, а также просто дома самими родителями.
Об особенностях системы
Система развития Марии Монтессори стартовала еще в 1907 году. Этот итальянский педагог и врач впервые применила свою систему в работе с детьми дошкольного возраста, которые имели проблемы с умственным развитием. По результатам этой работы дети обрели тот уровень знаний и навыков, который не только был равен, но и превышал уровень обычных деток.
Педагогическая система Монтессори оценивается как отражение «свободы в дисциплине». Основана она также на том, что наибольший интерес ко всему у ребенка возникает примерно до 6 лет. А вот пик интереса к постоянству и порядку более выражен от рождения до 3 лет. Особо важен внешний порядок для ребенка. Он позволяет ему ощутить ориентиры в жизни. Эти основы уже дают возможность разобраться малышу в функционировании всего мира и установить порядок внутри себя. Порядок необходим ребенку, как минимум, в трех сферах: в поведении взрослых в отношении него, во временном ощущении и в пространстве окружающей среды.
Главное в системе обучения Монтессори — это представление учителя (обучающего родителя) лишь как помощника. Он помогает малышу самому корректно работать с материалами обучения, анализирует его достижения. А вот ребенку отдается главная роль и возможность подбора своего собственного темпа обучения. Кроме своего темпа, он «выбирает» и план своего личного развития. А вот окружающая его среда, благодаря системе Монтессори, оказывается особо подготовленной для этого развития. Обучение, развитие по системе Монтессори не проходит в типично учебном виде. Дети располагаются на ковриках или за детским столиком, а не за партами.
На занятия раннего развитию по системе Монтесори в различных детских центрах обычно приглашаются детки от 6 (8) месяцев до 3 – 4 лет. Посещение этих занятий возможно (а часто и обязательно) вместе с мамой. А вот в специализированные садики и школы Монтессори, как правило, принимаются детки с 2,5-3 –х лет с продолжением обучения до 4-го класса начальной школы.
Домашнее использование этой системы развития может потребовать от родителей повышенных финансовых затрат, которые не всегда можно себе позволить. НО допускается и следование этой системе через особую организацию быта с соблюдением принципов Монтессори. Откройте источники (электронные или печатные) и вы найдете рекомендации по организации окружающего мира и занятий для работы по этой системе с малышом.
Система Монтессори не оставила без помощи деток (а теперь даже и взрослых) с различными трудными диагнозами, с ограниченными возможностями. Существует особая Монтессори-терапия и даже Международная Ассоциация Монтессори-терапевтов. Данная терапия построена на сочетании возможностей педагоги и медицины. Принципом работы является поиск «точек роста», которые не были поражены болезнью. А уже на их основе начинается путь к развитию. Благодаря этому развитию пробуждается и чувства, и разум ребенка, взрослого.
Некоторое время назад возникали вопросы по дальнейшим возможностям развития для детей, которые в раннем возрасте проходили подготовку через эту систему развития. Были опасения, что ребенку станет неинтересно в обычной школе. Но в наше время существует уже достаточное разнообразие специализированных школ, классов, стремящихся предоставить ребенку возможности развития через обновляющиеся и развивающиеся методические разработки. Немаловажен и современный принцип педагогики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. К тому же, последователи методики Монтессори дают главный совет родителям: выбирать не школу в целом, а подходящего учителя, настроенного на дальнейшее адекватное развитие ребенка.
Возможности системы Монтессори
В обычной своей форме педагогическая система Марии Монтессори дает ребенку следующие возможности:
- помогает ему подготовиться ко многим жизненным ситуациям (от шнуровки ботинок до сервировки стола, включая способности сортировать, развивать движения рук, умение читать, писать, воспринимать математические абстракции);
- позволяет постичь малышу общее устройство мира (растения и животных, географию, историю, строение человека), а также правильно воспринимать себя лично частью того;
- развивает языковую сферу, которая неразрывно связана с интеллектуальным развитием (знакомство с буквами, составление слов, расширение словарного запаса);
- творческий потенциал ребенка получает шанс своего максимального развития;
- развивает математические знания и навыки ребенка (системой созданы все условия для эффективного обучения порядковому счету, сложению, вычитанию, делению, умножению);
- система дает ребенку уникальную возможность получать развитие всех органов чувств: слуха, обоняния, осязания, вкуса, зрения;
- развивается мускульная память малыша и логическое мышление;
- ребенок освобождается от оценивающего суждения от взрослого и сам учиться видеть свои ошибки, развивает способности самокоррекции;
- получает понимание личного пространства и ощущение всего пространства в целом;
- учится совместной работе с другим ребенком, получает умение договариваться;
- обретает навыки взаимопомощи и учится заботиться о другом (группы могут комплектоваться из детей разных возрастов).
Определенное время (с 1920-х до начала 90-х лет XX века) система Монтессори была незаслуженно выведена из обучения и развития детей из-за несоответствия политическим, социальным установкам. На сегодняшний день эта система активно используется, возрождается на пользу многим деткам. Например, в Киеве вы легко можете найти представительства школ Монтессори, а также детские центры с этой методикой раннего развития.
Начните познавательную жизнь ребенка с увлекательного и эффективного обучения!
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»
я сама по образованию психолог и заинтересовалась методикой по системе МОНТЕССОРИ,В СВЯЗИ С ЧЕМ ВОПРОС,МОЖНО ЛИ У ВАС ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ И КУДА ОБРАТИТЬСЯ.СПАСИБО
Подробную информацию о развивающих занятиях можно посмотреть здесь: http://www.roditeli.ua/children/azbuka_razvitija