Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики нужно начинать не перед самой школой, а еще в раннем возрасте малыша, в грудничковом.
В таком возрасте это будет массаж пальчиков или пальчиковая гимнастика. Они помогут активизировать необходимые точки, которые связаны с корой головного мозга. Для чего это нужно? Особенностью мелкой моторики является то, что она тесно взаимосвязана с умственным развитием ребенка. Поэтому ранняя активизация пальчиков малыша будет способствовать, например, раннему началу и высокой степени развития речи. А если говорить боле глобально, то это будет стимулом к развитию центральной нервной системы, всех процессов психики. Развивая моторную функцию, мы улучшаем и восприятие поступающей информации, и развитие познавательной функции, эмоциональной, волевой сфер. В дальнейшем хорошее развитие мелкой моторики будет гарантировать в большой степени успешность в обучении. А вот нарушения в развитии мелкой моторики оцениваются специалистами как симптомы умственной отсталости. У недоношенных деток могут быть проблемы (задержка) с развитием мелкой моторики.
Как только малыш начнет играть с какими-то предметами, приготовьте для него игрушки с различной тканевой структурой. Сейчас можно найти множество различных матерчатых книжек-раскладок с разными тканевыми вставками. Там же могут быть прикреплены маленькие колечки, которые можно подергать, поперемещать, и другие подобные маленькие предметы. Можно подключать знаменитую «Сороку» для работы с пальчиками и другие похожие потешки.
Чуть позже к развитию мелкой моторики может присоединиться лепка из пластилина, глины и даже из теста. Потом хорошо использовать специальные трафареты со шнуровкой, детские паззлы, мозаику, рисование пальчиковыми красками, работать с сырыми крупами (например, перебирать их с ребенком). Интересно ребенку будет сделать и бусы из макарон, из картона, из пуговиц, из других мелких предметов фурнитуры. Хорошо, если все эти детали будут разной формы.
В дошкольном возрасте уже пора подучить ребенка, как правильно держать ручку, хорошо разрабатывать координацию пальчиков. Наибольшие трудности в этом могут возникнуть с детками-левшами. В этом возрасте уже можно делать с ребенком аппликации из отщипанных (им же) мелких кусочков цветной бумаги, копировать на тонкую бумагу любимые рисунки из книги, раскрашивать (с постепенным усложнением, то есть с более мелкими местами для раскрашивания), обводить контуры образцов букв, цифр, играть в пальчиковые куколки и т.п. В младшем школьном возрасте ко всему этому будут подключаться более усложненные конструкторы и паззлы, вышивание, завязывание бантиков, склеивание коробочек, специальные пальчиковые упражнения более сложного уровня. Большой помощью в развитии мелкой моторики в школе являются уроки изобразительного искусства.
Упражнения для развития мелкой моторики
Предлагаем несколько упражнений для развития мелкой моторики.
1. Смешиваем бусины разных цветов (для детей до 3-х лет они должны быть достаточно крупного размера) или (и) разные бобовые и просим ребенка разложить их по группам в стаканчики.
2. Рисуем «восьмерки» в воздухе средним и указательным пальцами сначала одной руки (попеременно левой и правой), а потом пальцами обеих рук синхронно.
3. Соединяем по очереди подушечки пальчиков с подушечкой большого пальчика на одной руке – получаются колечки. А потом делаем это синхронно на обеих ручках.
4. Прикладываем по очереди к подушечке большого пальца подушечки других пальцев, получая «щепотку», и «клюем» этими щепотками свои коленочки. Сначала делаем это на одной руке, а потом на двух синхронно.
5. Складываем ладошки, соприкасаясь лишь пальчиками. Локотки ставим на столик. Читаем стишок и делаем движения:
У кошечки нашей есть десять котят (не разъединяя пальчиков, покачиваем ладошками вперед — назад)
Сейчас все котята по парам стоят: (будем постукивать соответствующей дальнейшим словам парой пальчиков, начиная с большого)
2 толстых, 2 ловких,
2 длинных, 2 хитрых,
2 маленьких самых и самых красивых.
6. В освоении пальчиковых красок сначала рисуем вместе с малышом; изображаем и то, что ему знакомо, и даем ему возможность экспериментировать с красками.
7. С помощью пальчиков изображаем игру на разных видах музыкальных инструментах. Взрослый обязательно должен сначала показать малышу, как это делать с каждым инструментом.
8. Сделать небольшую деревянную рамочку, на которую прикрепить кнопками верхний кусочек передней части старой рубашки с пуговицами. Можно сделать такую же рамочку с бантиками, кнопками, молниями, крючками с петельками, застежками с ремешками и т.п. Возможно, прикрепить все эти кусочки ткани с разными застежками друг за другом (соблюдая сложность в застегивании, завязывании – самими сложными (верхними) будут бантики) и предложить начать застегивать ребенку с нижнего слоя.
9. Вырезать большой лоскуток из плотной ткани в виде полянки (лучше зеленого цвета). Пришить на неё пуговицы разного размера. А под них сделать тканевые цветочки разных расцветок с соответствующими прорезями. Малыш будет рад украсить эту полянку. Цветочки можно менять со временем.
10. Можно нарисовать ребенку лабиринт, по которому он будет двигаться непрерывно цветным карандашом, а потом можно играть с ним в это наперегонки.
11. Отметить ребенку на чистом листочке точками какие-то легкие фигурки и попросить его обвести их, не отрывая карандаша. Потом можно их раскрасить.
12. Берем в руку карандаш, кладем его сначала между большим и указательным пальцами и постепенно перекатываем между пальцами к мизинцу, а потом обратно перекатываем к большому пальцу.
Развитие мелкой моторики — это путь к успешному общему развитию. Не упустите время.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»