Основной вид деятельности для малышей, в среднем от 6 месяцев до 5-6 лет, является игра. Играя, они познают мир, общаются и взаимодействуют с другими людьми и предметами.
Играть – легко, весело, незатейливо. К тому же, это может быть разнообразно по наполненности и содержанию, что способствует развитию креативности малыша. Речь не идет о «раннем развитии», как способе ненавязчивого обучения детей, а исключительно о досуге, о том, чем они научаются занимать себя самостоятельно, в перерывах между «повседневными ритуалами» такими как еда, уход и прогулки на улице. То, чем они занимаются, устроившись уютненько на ковре в комнате или в песочнице, в компании других малышей. И оказывается что для родителя глагол «Играть» это часто совсем не тоже самое, что для ребенка. Мы вмешиваемся, корректируем этот процесс, показывая деткам как нужно играть в те или иные игры, с теми или иными игрушками, а нужно ли это? И не мешаем ли мы, думая, что помогаем?
Взрослый человек часто воспринимает игру, как сюжетный процесс, у которого есть начало, развитие и завершение, иногда (а то и часто) с достижением какого-то результата. Потому как для взрослого большое значение имеет результат, как показатель затраченных сил, энергии и времени на что-то. И этим мы отличаемся от малышей. Что же делать, чтобы Вашим малышам было интересно играть? Есть несколько простых правил:
1. Игра — это то, что доставляет ребенку удовольствие. Это не просто времяпрепровождение по типу «беги, играйся». Ваше участие в игре имеет часто большое значение для ребенка, так как вы можете стать помощником в том, что малышу не по силам, или в том, что пока у него не получается самостоятельно.
2. Игровая деятельность ребенка, как ни странно это может показаться взрослым, не несет момента достижения конкретной цели. Она имеет смысл, пока продолжается, а не тогда, когда достигнута какая-то цель. Соответственно, если родители играют с ребенком такого возраста, то не стоит настраивать ребенка на то, что в конце что-то получится, или что нужно обязательно дойти до какой-то цели, иначе игра «не окончена». К таким вещам малыши, чаще всего, не испытывают интерес. Отсюда и отсутствие интереса к настольным играм.
3. Ребенок имеет право выбора: играть или не играть. Принудительная игра называется насильственно-развивающим занятием. При этом занятие развивает ощущение власти взрослого, который его затеял.
4. Все участники играют. И это важно. Если в приглашены в процесс – вы являетесь его активным участником, а не пассивным наблюдателем.