Существует текст и книга. И это два разных пласта культуры. Поэтому странно было бы думать, что один почему-то должен полностью заменить другой. Можно представить себе только такой вариант: под напором электронных книг бумажные значительно вырастут в плане качества и станут больше цениться создателями и обладателями. Станут тем, что приятно выбирать и хранить. Ридер – не угроза для тех, кто производит безупречные книги.
Чтобы конкурировать с ридером, нужно усилить до максимума свойства, которые принадлежат только книге. Работать над оформлением, качеством полиграфии. В последние годы не только мелкие издательства выпускают по-настоящему качественную продукцию, но и крупные начали делать ставку на качество: потому что оно продается. И в первую очередь это верно для детского книгоиздательства. Здесь сейчас бурный рост: выгодно делать хорошие детские книги и делать их много, и приглашать к сотрудничеству лучших авторов и художников, потому что все это – картинки, нестандартные форматы, «спецэффекты» – перевести в электронную форму невероятно сложно.
Меньше всего в этом смысле приходится бояться за детскую книгу. Слишком сильна в ней эстетическая и «вещественная» составляющая. Детская книга – и, шире, книга с особым оформлением – гораздо больше, чем просто носитель текста. В ней, помимо текстовой информации, не менее важна, а в ряде книг стоит на первом месте, информация визуальная. Содержащаяся в иллюстрациях, в обложке, в буквицах и заставках, в макете книги. Информация визуальная плюс осязательная – в бумаге, которая может быть цветной или ярко-белой, нарочито фактурной или гладкой мелованной.
Или книжки-картинки и книжки-игрушки – разной формы, с раскладными картинками, которые вырастают, если книгу открыть. Книжки с оптическими эффектами, к которым прилагаются разноцветные очки, позволяющие увидеть на одной странице – сразу несколько сцен. Или детские книжки для маленьких с фактурными наклейками, источник важной осязательной информации.
Да, в цифровом пространстве тоже можно сделать кучу увлекательных эффектов, но это, примерно, как полностью отменить конструкторы и плюшевых мишек в пользу компьютерных игр.
Книга именно как предмет – а не как текст, – и, опять же, в первую очередь детская книга, связана с различными способами хорошо провести время. Она определенным образом организует жизнь. Многие родители говорят: «Один из самых ценных и теплых контактов с ребенком – это когда я читаю ему вслух или мы читаем вместе». И это правда волшебный ритуал – выбрать, что будем читать, договориться, до какой страницы, ждать продолжения.
Еще есть культура книжных магазинов, куда ходишь иногда просто «порыться» и часто покупаешь что-нибудь просто потому, что понравилось на вид, на ощупь. Многие ходят в книжный с друзьями. И магазины старательно на это работают, превращаясь в клубы. Например, «Лавочка детских книг» – прежде всего место для интересной тусовки, хотя «Лавочка» – это и книжный магазин, и книжный интернет магазин. Родители общаются, дети лазают в игрушечном домике. Приходят авторы, разные творческие люди.
А культура книги в подарок! Чего-то особенного, красивого, долго выбираемого и эффектно вынимаемого – для человека, который все это оценит. Как дарить то, что можно прислать по мэйлу? Открытки же по-прежнему покупаются и радуют всех – от продавцов и производителей до покупателей и получателей, хоть их и можно скачать и отправить в интернете. К тому же, дети всегда хотят подарков, а это самый приятный родителю и самый осмысленный из возможных.