Пора в садик?

Пора в садик?
Вы решили отдать своего кроху в детский сад? Что необходимо предпринять, чтобы первый «выход в свет» был удачным? Когда лучше отдавать ребенка в детсад? — ответ на этот вечный вопрос кроется, увы, не в возрасте. Сам по себе возраст ничего не решает, а значит, подход «отпраздновали три года = отправились в сад» в корне не верен! Готовность к садику — понятие многоплановое, а не просто набор лет, навыков или умений. Для успешной адаптации ребенок должен достичь определенной стадии развития: физического, умственного и социального.
Малыш готов, если…
•    В последнее время малышу стало скучно дома. Ничем ему не угодишь, а он “мается”, не может найти себе занятие. Это может означать, что ребенку пришла пора открывать новое, выйти из привычного и досконально изученного “семейного круга”. •    На прогулке ребенок сам подходит к детям на детской площадке, пробует вступить в контакт. Он уже не просто отнимает игрушку у “коллеги”, а “улаживает” конфликт словами: “Это мое!”. •    Малыш способен хотя бы несколько часов в день проводить без “главного действующего лица” в его жизни (чаще всего —мамы). •    Он внятно изъясняется, может выразить свои главные потребности словами. •    Кроха уже довольно ловкий, умеет самостоятельно кушать (и пережевывать!), моет руки и умывается,  одевает и снимает с себя основные предметы одежды.
Первая помощь
Если малыш продвинулся не по всем пунктам, в ваших силах помочь ему, прежде чем вести его в детский сад: •    Почаще выводите его “в люди”, то есть “в дети”. Идеальный “переходный” вариант  между исключительно домашним существованием и детским садом — посещение развивающих центров, которых существует сейчас великое множество. •    Тренируйте малыша “на расставание”. Время от времени “подкидывайте” его бабушкам и своим (знакомым крохе!) подругам. •    Помогите ему привыкнуть к определенному распорядку дня. Малышонку-дошколенку, разбалованному сердобольной бабушкой, готовой выполнить любое желание крохи (особенно, касающееся еды) по первому мановению его пальца, непросто придется в садике, где многое происходит строго по часам. Вы облегчите малышу адаптацию, если приучите его просыпаться не в 12 дня, а в 8 утра, отдыхать после обеда, не “кусочничать” между приемами пищи и.т.д. Больше рассказывайте ребенку о своих и его планах, об очередности его действий — одним словом, комментируйте временной аспект его повседневной жизни. Познакомьте его с простыми понятиями: скоро, потом, не сейчас. Заранее организуйте встречу малыша с детским садом, сводите его (и не раз!) на экскурсию, поиграйте на детской площадке, понаблюдайте за детьми. Создайте позитивное восприятие понятия “детский сад”. Ни в коем случае (!) не упоминайте детский сад в негативном контексте. “Вот не будешь слушаться — отведу к чужой тете-воспитательнице, уж она тебе покажет!” — явный педагогический промах и редкая мама допустит такую ошибку. Но даже “невинное” предостережение, озвученное сокрушенным тоном: “Как? Не хочешь сам пуговицы застегнуть? А кто же в садике тебе их застегивать будет?”, создает малышу определенное “настроение”, окрашенное отнюдь не в светлые тона… Поиграйте с малышом в детский сад с помощью любимых игрушек. Например: “Кукла Катя уже большая и пошла в садик. Ах, сколько здесь деток. Катя сразу же познакомилась с куклой Машей. Они весело играют/кушают/ложатся поспать. А вечером мама забирает Катю домой. Катя прощается со своими новыми друзьями…” Такой позитив, конечно, не застрахует вас полностью от периодического утреннего нежелания идти в садик или внезапных слез в момент расставания с мамой, но сведет вероятность тотального отторжения садика к минимуму. И, наконец, помимо готовности ребенка, следует отдельно сказать о готовности родителей. Перед тем, как вы отведете своего сына или дочь в детский сад, важно вспомнить свои собственные впечатления от детского сада, как хорошие, так и плохие. Необходимо конкретизировать свои давние, детские страхи и опасения, которые могут принять форму подсознательного сопротивления предстоящей разлуке с ребенком. Так, некоторые родители неосознанно затягивают прощание с малышом: он уже готов “оторваться” от них и бежать к детям, а мама или папа возвращаются снова и снова к двери в группу, и не могут оторвать взгляда от своего чада. В этом случае неуверенность родителя непременно передастся ребенку.
Выбираем…
Устроить малыша в хороший детсад непросто, но выполнимо, особенно, если родители подключат свой исследовательский талант. В первую очередь, следует воспользоваться услугами “сарафанного радио” — информацией от мам-соседок или знакомых. Очень может быть, что именно «тем» садиком окажется самый обычный, расположенный рядом с вашим домом. В простой “джентльменский набор” любого государственного сада входят, как правило, предусмотренные основными программами “Малятко” и “Дитина” обучение чтению, счету, письму, логике, а также занятия по изобразительному искусству, музыке, хореографии и физкультуре. Все чаще “обживаются” в садиках психолог и логопед, а в обязательную программу почти везде включены занятия иностранными языками. Главное достоинство близлежащего садика состоит в том, что вам не придется жертвовать часом утреннего и вечернего времени на дорогу, утомительную для сонного (или уставшего за день) малыша даже в собственной машине, не говоря уж о транспорте в час “пик”. Куда приятнее пройтись в садик и из него пешком, протопать по едва выпавшему снежку или по лужицам, послушать птичек, посмотреть на девевья-цветочки — в зависимости от сезона. Частные сады подкупают родителей следующими “изюминками”: бытовым комфортом, интерьером, обилием игрового и развивающего “реквизита”, хорошим (“домашним”) питанием, изобилием в программе “развивалок” и “оздоровлялок” (вам могут предложить бассейн, массаж, фито-процедуры, занятия у-шу, карате, теннисом, шахматами… Всего не перечислишь! Вот почему те родители, которые считают, что стандартный набор развивающих методик “маловат” для их чада, выбирают «особенные» сады. Нововведение последних лет — “два в одном” или “школа-сад”, в которой детки могут находиться с полутора-двух до одиннадцати лет, то есть до окончания четвертого класса. Достоинство заведения состоит в том, что переход в школу проходит для ребенка плавно, в привычной обстановке.
Кого ищем?
Существует мнение, что искать необходимо не садик, а воспитателя. Насколько оно справедливо? Отчасти. Действительно, для дошкольника важна, прежде всего, эмоциональная атмосфера, ощущение безопасности и защищенности, отношение к нему как к личности, уважение к его желаниям и готовность взрослого выслушать и понять. Однако, даже самый лучший, любящий и нежный воспитатель, для которого работа является призванием, не заставит вас закрыть глаза на несоответсвие садика каким-либо из ваших “базовых” критериев, будь то “материальная часть”, то есть обстановка и состояние помещения, или концепция заведения. Рано или поздно, ваше недовольство выльется в острую необходимость “срочно что-то менять”. Поэтому, изначально, выбирая садик, постайтесь, вопреки поговорке, убить одним махом двух зайцев — найти хорошего воспитателя в детсаду, который, в целом, соотвествует вашим запросам. А еще прислушайтесь к своим чувствам и положитесь на интуицию. Имейте в виду, что ни статус садика, ни высокая стоимость пребывания в нем не являются абсолютной гарантией качества. Не стесняйтесь все проверить, ведь вам предстоит оставлять в этом помещении, на попечении этих людей самое дорогое, что у вас есть — ваше дитя. “Антураж” садика должен внушать оптимизм, воспитатели — быть дружелюбными, здравомыслящими и обладать чувством юмора. Подробно расспросите знакомых, порекомендовавших вам это заведение, и даже незнакомых мам, которых можно “подкараулить” в час вечернего “разбирания” деток. Уточните все до мелочей: •    действительно ли дети собирают яркие конструкторы и учатся читать по кубикам Зайцева, или это всего лишь реквизит, хранящийся “мертвым грузом” как “приманка” для родителей? •    в рабочем ли состоянии бассейн? Достаточно ли во дворе места для подвижных игр? Охотно ли воспитатели общаются с родителями? Возможен ли “гибкий график” посещений (если это для вас актуально)? Работает ли садик в течении всего года? И, наконец, какова оплата (официальная и неофициальная — в виде взносов в родительский комитет, а также сумма вступительного взноса)?
Выходим “в дети”
Первое и самое главное: не начинайте “новую жизнь” с понедельника (чтобы неделя не показалась черезчур длинной), первого сентября (!) и первого рабочего дня после праздников, — дней, когда нервничают даже “бывалые” садиковские дети, когда царит атмосфера всеобщего возбуждения и некоторого хаоса. С одной стороны, все это может напугать неискушенного новичка, а с другой — велика вероятность того, что ему не уделят достаточно внимания. Хорошо, если малыш познакомится с детсадом весной, летом или ранней осенью, то есть в “гулятельный” сезон. В этом случае период адаптации к садику обычно проходит безболезненнее, ведь возможные отрицательные эмоции крохи буквально “растворяются” на свежем воздухе, он отвлекается от грустных мыслей легче, чем во время пребывания в закрытом помещении. К тому же в этот период гораздо меньше вероятность подхватить вирусную инфекцию. Как утро встретишь, так день и проведешь. Поэтому постарайтесь создать соответствующую атмосферу “зари дня”. Не хмурьтесь, не злитесь, не суетитесь, не повышайте на кроху голос. Даже если он допустил оплошность и разлил чай — не беда! Настроение крохи куда важнее. Путем проб и ошибок определите, каковы условия успешного утра для вашего малыша. Кому-то надо слегка перекусить, а кому-то — успеть сказать “доброе утро” любимым игрушкам… Обязательно заведите малыша в группу, спокойно, без суеты помогите переодеться, поцелуйте его на прощание и пожелайте хорошего дня (если, конечно, в садике не заведено, что воспитатели “собирают” малышей во дворе). Положите малышу в карман что-то из привычного ему мира (или позвольте ему выбрать игрушку — “старого друга”, с которым хорошо засыпать в незнакомой поначалу обстановке, и даже пожаловаться на обидчика. Вначале, первые неделю-две не оставляйте малыша в садике на целый день. В первые дни вполне достаточно одного-двух часиков. Не обольщайтесь “готовностью” самого крохи в первый же день в саду “остаться на сон”. Уже к середине дня его уверенность может как рукой снять, а вас-то рядом не будет… “Домашнему” прежде ребенку непросто привыкнуть к общественным рамкам и строгим правилам. Помогите ему. В первую очередь — поддержанием дома режима, сходного с садиковским. Во-вторых, наладьте эффективную обратную связь с воспитателями: расскажите им о характере ребенка, сообщите, как называют малыша дома (Саша, Санечка или Шурик — не правда ли, есть разница?!)
Как себя вести?
Два общеизвестных педагогических постулата, о которых не следует забывать мамам детсадовских новобранцев, гласят: не ругать ребенка, если ему что-то не удается и не сравнивать его с другими детьми. Все детки разные. Постарайтесь, чтобы вечера стали настоящим временем для отдыха для вашего крохи. Во-первых, не обременяйте его дополнительными занятиями (как кружками-студиями, так и “домашним” интеллектуальным “напрягом”). Во-вторых, постарайтесь расставить приоритеты так, чтобы не оказалось, что вы жертвуете драгоценными минутами (в лучшем случае — часом-полутора) полноценного общения с ребенком в пользу болтовни по телефону или просиживанию перед “голубым экраном”. Иногда малыши чувствуют некоторую свободу от тех правил поведения, которые они должны соблюдать у себя дома и эта свобода может здорово “вскружить” им голову. Для других деток новое место выглядит пугающе незнакомым и порождает страх и неуверенность. Возникают и прямые конфликты со сверстниками — это проза жизни, и никуда от нее не деться. Главное — не спугнуть доверие ребенка и вовремя обратиться за советом к психологу.
Предъявите документик!
Не откладывайте на последний момент оформление медицинской карты на ребенка. На походы в поликлинику может уйти немало времени, а без карты малыша просто не примут в садиковский коллектив. Прежде всего, необходимо прийти к участковому педиатру, который выпишет все необходимые направления. Малышу предстоит: •    сдать анализы (крови, мочи и кала на яйца глист и энтеробиоз); •    пройти осмотр у основных узких специалистов (хирург, ортопед, окулист, отоларинголог, невролог, стоматолог и логопед); •    доделать все соответствующие возрасту прививки. Завершается медицинская одиссея визитом к снова-таки участковому педиатру, который выносит свой вердикт: годен малыш к посещению садика или нет, а также рассказывает, какие оздоровительные меры показаны вашему малышу, на что следует обратить особое внимание. Елена Черненко По материалам журнала «Мой ребенок».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь