Уровень внимания у детей имеет свой процесс развития. В дошкольные годы родителям сложно определить соотношение такой способности малыша с нормами. В школьном возрасте уже более чётко можно говорить о характеристике внимания, но риск нежелательных последствий его недостаточности увеличивается. Значит, нужно с самого начала заниматься развитием данного свойства психики.
Особенности внимания
Внимание необходимо всем нам, чтобы повышать интенсивность познавательной деятельности и регулировать интеллектуальную активность. Характеризуется внимание сосредоточенностью на достаточно небольшом участке познания (предмете, действии, явлении). Активизируя необходимые процессы психики и физиологии, внимание затормаживает «ненужные». Оно позволяет отобрать необходимую информацию и удержать, сохранить её образ до достижения цели. Немаловажна и возможность контролировать сам процесс с помощью внимания. Внимание любого человека зависит от его интересов, склонностей.
Разделяют 3 формы проявления внимания: интеллектуальное, двигательное и сенсорное. Также внимание делится на непроизвольное (эмоциональное, пассивное; преобладает у дошкольников) и произвольное (волевое, активное; может проявиться у детей в возрасте около 5-6-ти лет).
Для определения внимания важны следующие показатели:
- устойчивость внимания (способность поддерживать сосредоточенность на объекте; зависит от возраста: например, младшие дошкольники могут сосредоточиться даже на игре только на 30 минут, а шестилетки – почти на 2 часа);
- объем внимания (количество или объем объектов, на которых есть способность равнозначно сосредоточиться, «схватить» их);
- распределение внимания (сосредоточенность на нескольких объектах одновременно);
- концентрация внимания (уровень интенсивности сосредоточенности на объекте, при сопротивлении внешним отвлекающим обстоятельствам; до школьного периода достаточно низкого уровня);
- переключение внимания (скорость перехода от одного объекта к другому с проявлением напряжения и волевых усилий; низкая скорость обычно наблюдается у творческих, впечатлительных, увлеченных детей; часто плохую переключаемость называют рассеянностью).
Возрастные этапы
В каждом возрасте внимание ребенка имеет свои особенности:
- 1-е полгода – непроизвольное внимание, вызванное яркими раздражителями;
- от 2-го полугодия – расширяется круг объектов для внимания, удлиняется время сосредоточенности на объекте (из-за возможности манипулировать им), но ещё носит неустойчивый характер;
- в 2 года – ещё больше расширился круг объектов; внимание ребенок уже пробует подчинять задаче (деятельности), начинает в небольшом объеме проявляться произвольное внимание (благодаря требованиям-задачам родителей: пользованию чем-либо, уборке и т.п.);
- от 4 до 5 лет – появляются возможности устойчивого, интенсивного внимания (дети слушают сказки, достаточно долго играют (если не будет внезапного раздражителя)), но нет ещё намеренного поддержания внимания; в этот период развитие внимания значительно опирается на игровую деятельность;
- младшие школьники – преобладает непроизвольное внимание; в процессе обучения зависит от наглядности и интересов, эмоционального воздействия; характеризуется небольшим объемом (до 3-х объектов), требующем повторения и длительности восприятия; плохо умеют распределять внимание; недостаток произвольного внимания приводит к поверхностности восприятия;
- подростковый возраст – более устойчивое, концентрированное, интенсивное внимание; зависит от интереса и желания быть самостоятельным; слишком большой круг интересов и желаний, импульсивность затрудняют управление вниманием, но уже есть способность заставлять себя концентрироваться (лучше, если хотя бы что-то из результата его заинтересует); работа над произвольным вниманием требует руководства и стимулирования со стороны взрослых;
- юношеский возраст – ещё более высокий уровень внимания, увеличивающий работоспособность; непроизвольное внимание основывается на широком круге интересов, а ответственность и сознательность помогают произвольной концентрации внимания (уже и на нелюбимом деле сосредоточенность выше); привычка внимательности становится более крепкой; проявляется и способность концентрации на абстрактном, теоретическом, без подкрепления наглядным материалом; важным становится не форма подачи, а содержание объекта.
Рекомендации по развитию
При развитии внимания у ребенка необходимо учитывать:
- возрастные особенности внимания у ребенка;
- нормальное психическое и физическое развитие, состояние здоровья (ухудшить внимание может гиперактивность, хронические соматические заболевания);
- необходимость чередования различных видов деятельности;
- важность сочетания физических действий и умственных;
- оптимальность нагрузок (переутомление ухудшает память);
- необходимость качественного планирования и организации работы (в маленьком возрасте — благодаря родителям);
- важность постановки понятных ребенку, четких задач, целей действия, деятельности;
- развитие усидчивости у ребенка, снижение импульсивности;
- наличие достаточной мотивации.
В зависимости от выбора показателя внимания (и от возраста) для развития должны подбираться методы, упражнения. Например:
- для увеличения объема (запомнить порядок ряда, число предметов после нескольких секунд рассматривания);
- для устойчивости (соединение линиями ряда отдельных точек одинаково заданным образом);
- для концентрации (упражнения на выделение признаков объектов; упражнения на воспроизведение образца объекта, его последовательности; поиск спрятанных объектов; следование по запутанным линиям; задания для коррекции: найти и вычеркнуть какие-то буквы в тексте);
- для переключения (задания с чередующимися правилами, например, на вычеркивание букв);
- для распределения (задания с выполнением одновременно двух действий, например, слушание сказки и вычеркивание букв в тексте; важна эффективность результатов).
Пищевой рацион также может стать помощником в развитии внимания. Следует заменить простые углеводы (белый хлеб, конфеты) на сложные (хлеб грубого помола, груши). Необходим белок: орехи, яйца, фасоль, нежирное мясо. Для болезненных деток смену питания лучше обговорить с врачом.
Развитие внимания может стать залогом успеха и комфорта, но способно и оказаться проблемой. Первая помощь в достижении высокого уровня внимания должна исходить от нас и быть качественной. Успехов!
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»