Очень часто мамы слышат, что нужно развивать у детей мелкую моторику. А зачем? Для чего нужно развитие этой самой мелкой моторики?
Мелкая моторика — это попросту ловкость. Взрослым не составляет труда застегнуть пуговицу, или взять предмет, используя большой и указательный палец. Для маленького ребенка это достаточно сложная задача. На занятиях часто можно видеть пыхтящего малыша, который пытается вытащить фасолинку из миски с крупой, или гладкое стеклышко нужного цвета. Пока детка не освоила все нужные навыки и не довела их до автоматизма, казалось бы элементарные задачи становятся крайне затруднительными.
Кроме того, что развитая мелкая моторика помогает малышу в повседневной жизни (застегнуть пуговицы на пальтишке, или завязать шнурки), дети с развитой мелкой моторикой начинают говорить значительно раньше своих сверстников. Это связано с тем, что в коре головного мозга центры, отвечающие за мелкую моторику и речевой аппарат, находятся рядом. И стимулируя один центр, автоматически разрабатывается и соседний. Так что, чем раньше вы начинаете развивать мелкую моторику, тем раньше ребенок начинает говорить.
Начинать занятия по развитию мелкой моторики можно с самого раннего возраста. У детей до года – это массажи пальчиков и ладошек, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Деткам постарше можно уже давать задания и выполнять так называемую «Пальчиковую гимнастику». Для лучшего запоминания можно сопровождать упражнения стихотворным текстом.
Например:
Маша варежку надела (закрываем одной ручкой другую, имитируя варежку)
Ой, куда я пальчик дела? (прячем большое пальчик в ладошку)
Нету пальчика, пропал (качаем головой)
В свой домишко не попал (шевелим пальчиками одной руки в «варежке»)
Маша варежку сняла («Снимаем» нашу «варежку»)
Поглядите-ка, нашла (Показываем большой пальчик)
Ищешь-ищешь не найдешь, здравствуй, пальчик как живешь (по очереди одно рукой легонько щипаем пальцы другой).
Светлана Ломова, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".