fbpx
ДомойДети и все о детяхВоспитание и развитиеКак научить детей отвечать за свои поступки

Как научить детей отвечать за свои поступки

Выбор редакции

Принимать критику и брать на себя ответственность – навыки, которым можно научиться. Начните учить своих детей прямо сейчас.


Перестаньте искать виноватого

«Я не делала этого!» Моя 7-летняя дочь Коко повторяет эту фразу, как мантру. Ее объяснения, почему она не виновата подразделяются на три основные категории: кто-то ударил ее первым, это была идея другого ребенка, и что виноват кто-нибудь из взрослых (обычно – я).

Я обычно пропускала эти замечания мимо ушей, полагая, что каждый ребенок в ее возрасте, если что-нибудь не так, начинает обвинять других. Но когда она сказала: «Я не била чашку – моя рука сделала это», я поняла, что мне придется научить ее сознаваться в своих проступках.

«Дети этого возраста с трудом берут на себя ответственность за свои действия и поступки, особенно когда они думают, что родители не одобрят то, что они сделали», — считает доктор философии Джин Брукс-Ган, профессор по детскому развитию в Колледже для подготовки учителей при Колумбийском университете. Поскольку они пока еще не научились предугадывать результаты своей деятельности, принятие своей вины для них может быть слишком обескураживающим. «Для детей школьного возраста понимание правил и последствий их нарушения по-прежнему является продолжением развития этого понимания», — говорит доктор философии К. Марк Соссин, профессор психологии из университета Пэйс в Нью-Йорке.

 

Даже если вы знаете, почему ваш ребенок с неохотой признает, что он поступил неправильно, вы будете сбиты с толку тем, какие странные вещи он говорит, когда сталкивается с чем-то, явно похожим на его поступок. Помните, что для большинства детей принять на себя ответственность – это то, чему необходимо учиться, также, как и манерам поведения или вежливым словам. Поэтому в следующий раз, когда вы попадете в одну из следующих ситуаций, используйте возможность научить ребенка, как нужно правильно реагировать.

 

«Это получилось случайно!»

Ваш сын знает правило – никогда не трогать документы, которые вы приносите домой с работы, но он все равно на них порисовал. Когда вы обвиняете его, он заявляет, что «это получилось случайно». «Удержитесь от желания накричать на него, наказать или попытаться заставить его признать, что он сделал это специально – никакая из этих реакций не научит его признавать свои ошибки», — уверен доктор Соссин. — Вместо этого, дайте ему понять, какие ждут реальные последствия от разрисованных документов – как вас, так и его самого». Вам нужно сказать: «Теперь мне придется перепечатать снова всю эту кучу документов, поэтому у меня не будет времени поиграть с тобой в шашки». Затем попросите его помочь вам исправить дело или побыть с вами рядом, пока вы делаете это, чтобы у него была возможность увидеть, с каким трудом вы исправляете то, что он натворил. Помните, что с точки зрения вашего ребенка, это был случай, в котором он не понял значения своих действий. Вместо того, чтобы заставлять его чувствовать виноватым или встать в оборонительную позицию, позвольте ему пережить результаты своих поступков, и вы поможете ему научиться, как правильно себя вести.

 

«Ты сам виноват!»

Ваша дочь бегает по дому, падает, а затем винит в этом вас, потому что она споткнулась о свои вечно не завязанные шнурки. «И хотя чувствовать себя козлом отпущения просто сводит с ума, не принимайте это близко к сердцу. Просто спросите: «Что мы можем сделать, чтобы этого больше не повторилось?», — говорит доктор Соссин. Выслушайте ее мысли и затем сделайте собственное предложение, например: «Почему бы нам не потренироваться завязывать шнурки на двойной узел, чтобы твои ботинки снова не развязались?» Поступайте так достаточно часто, тогда и ребенок перестанет искать виноватого, а начнет искать решение возникнувшей проблемы.

 

«Она заставила меня сделать это!»

Вы видите, что ваш сын дергает свою сестру за волосы. Он говорит, что она сама заставила его сделать так, потому что она первая его ударила. «Я говорю своим детям, что они должны отвечают за себя, а не обвинять других», — говорит Ли Маккензи, штат Огайо. Не играйте в судью и присяжных; просто постарайтесь, чтобы ваш ребенок понял, что независимо от того, как поступил другой ребенок, он все равно в ответе за свои поступки. Когда накал ситуации пройдет, спросите своего сына, каким он считает должен быть достойный ответ, если в следующий раз кто-нибудь разозлит его. Он с большей вероятностью будет в дальнейшем придерживаться какого-то правила, если дойдет до него своим умом. Наконец, воззовите к сочувствию: «Как ты, думаешь, а это больно, если кто-то дергает тебя за волосы?»

 

«Клянусь, это был не я!»

Ваша дочь обшарила вашу шкатулку с драгоценностями и хотя она все отрицает, вы уверены, что именно она это сделала. «Я всегда говорю своей 7-летней дочери, что меня разозлит больше, если она будет врать мне, чем если расскажет правду», — говорит Эми Рэмсон из Нью-Йорка. Как заставить детей признаться? Попробуйте такие не обвиняющие утверждения, как: «Это интересное объяснение, но я хотела бы услышать, что в действительности произошло». Затем бесстрастно продолжайте рассказывать свою точку зрения. Большинство детей откликнуться, если только их не заставили обороняться. Но когда вы добьетесь признания от ребенка, постарайтесь искренне похвалить его – даже если он натворил что-то серьезное.


Давайте детям задания

Методика Монтессори рекомендует дать ребенку ответственное поручение – прекрасный способ привить ему чувство ответственности. Попробуйте давать своему чаду такие несложные задания:

 

  • Следить за тем, чтобы миска домашнего питомца была всегда наполнена чистой водой, а комнатные растения – всегда политы.
  • Вешать свой пиджак и рюкзак сразу по приходу домой.
  • Следить за расписанием школьных занятий и тем, что нужно подготовить на завтра, например, кеды для спортзала или музыкальный инструмент для игры в группе.
  • Решить, хочет ли ребенок заниматься на пианино или делать уроки до или после ужина – и всегда придерживаться своего выбора.

 

Автор: Sally Marshall
Перевод: Татьяна Александровская,
Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Принимать критику и брать на себя ответственность – навыки, которым можно научиться. Начните учить своих детей прямо сейчас. Перестаньте искать виноватого «Я не делала этого!» Моя 7-летняя дочь Коко повторяет эту фразу, как мантру. Ее объяснения, почему она не виновата подразделяются на три основные категории: кто-то ударил ее первым, это была идея другого ребенка, и что виноват кто-нибудь из взрослых (обычно – я). Я обычно пропускала эти замечания мимо ушей, полагая, что каждый ребенок в ее возрасте, если что-нибудь не так, начинает обвинять других. Но когда она сказала: «Я не била чашку – моя рука сделала это», я поняла, что мне придется научить ее сознаваться в своих проступках. «Дети этого возраста с трудом берут на себя ответственность за свои действия и поступки, особенно когда они думают, что родители не одобрят то, что они сделали», - считает доктор философии Джин Брукс-Ган, профессор по детскому развитию в Колледже для подготовки учителей при Колумбийском университете. Поскольку они пока еще не научились предугадывать результаты своей деятельности, принятие своей вины для них может быть слишком обескураживающим. «Для детей школьного возраста понимание правил и последствий их нарушения по-прежнему является продолжением развития этого понимания», - говорит доктор философии К. Марк Соссин, профессор психологии из университета Пэйс в Нью-Йорке.   Даже если вы знаете, почему ваш ребенок с неохотой признает, что он поступил неправильно, вы будете сбиты с толку тем, какие странные вещи он говорит, когда сталкивается с чем-то, явно похожим на его поступок. Помните, что для большинства детей принять на себя ответственность – это то, чему необходимо учиться, также, как и манерам поведения или вежливым словам. Поэтому в следующий раз, когда вы попадете в одну из следующих ситуаций, используйте возможность научить ребенка, как нужно правильно реагировать.   «Это получилось случайно!» Ваш сын знает правило – никогда не трогать документы, которые вы приносите домой с работы, но он все равно на них порисовал. Когда вы обвиняете его, он заявляет, что «это получилось случайно». «Удержитесь от желания накричать на него, наказать или попытаться заставить его признать, что он сделал это специально – никакая из этих реакций не научит его признавать свои ошибки», - уверен доктор Соссин. - Вместо этого, дайте ему понять, какие ждут реальные последствия от разрисованных документов – как вас, так и его самого». Вам нужно сказать: «Теперь мне придется перепечатать снова всю эту кучу документов, поэтому у меня не будет времени поиграть с тобой в шашки». Затем попросите его помочь вам исправить дело или побыть с вами рядом, пока вы делаете это, чтобы у него была возможность увидеть, с каким трудом вы исправляете то, что он натворил. Помните, что с точки зрения вашего ребенка, это был случай, в котором он не понял значения своих действий. Вместо того, чтобы заставлять его чувствовать виноватым или встать в оборонительную позицию, позвольте ему пережить результаты своих поступков, и вы поможете ему научиться, как правильно себя вести.   «Ты сам виноват!» Ваша дочь бегает по дому, падает, а затем винит в этом вас, потому что она споткнулась о свои вечно не завязанные шнурки. «И хотя чувствовать себя козлом отпущения просто сводит с ума, не принимайте это близко к сердцу. Просто спросите: «Что мы можем сделать, чтобы этого больше не повторилось?», - говорит доктор Соссин. Выслушайте ее мысли и затем сделайте собственное предложение, например: «Почему бы нам не потренироваться завязывать шнурки на двойной узел, чтобы твои ботинки снова не развязались?» Поступайте так достаточно часто, тогда и ребенок перестанет искать виноватого, а начнет искать решение возникнувшей проблемы.   «Она заставила меня сделать это!» Вы видите, что ваш сын дергает свою сестру за волосы. Он говорит, что она сама заставила его сделать так, потому что она первая его ударила. «Я говорю своим детям, что они должны отвечают за себя, а не обвинять других», - говорит Ли Маккензи, штат Огайо. Не играйте в судью и присяжных; просто постарайтесь, чтобы ваш ребенок понял, что независимо от того, как поступил другой ребенок, он все равно в ответе за свои поступки. Когда накал ситуации пройдет, спросите своего сына, каким он считает должен быть достойный ответ, если в следующий раз кто-нибудь разозлит его. Он с большей вероятностью будет в дальнейшем придерживаться какого-то правила, если дойдет до него своим умом. Наконец, воззовите к сочувствию: «Как ты, думаешь, а это больно, если кто-то дергает тебя за волосы?»   «Клянусь, это был не я!» Ваша дочь обшарила вашу шкатулку с драгоценностями и хотя она все отрицает, вы уверены, что именно она это сделала. «Я всегда говорю своей 7-летней дочери, что меня разозлит больше, если она будет врать мне, чем если расскажет правду», - говорит Эми Рэмсон из Нью-Йорка. Как заставить детей признаться? Попробуйте такие не обвиняющие утверждения, как: «Это интересное объяснение, но я хотела бы услышать, что в действительности произошло». Затем бесстрастно продолжайте рассказывать свою точку зрения. Большинство детей откликнуться, если только их не заставили обороняться. Но когда вы добьетесь признания от ребенка, постарайтесь искренне похвалить его – даже если он натворил что-то серьезное. Давайте детям задания Методика Монтессори рекомендует дать ребенку ответственное поручение – прекрасный способ привить ему чувство ответственности. Попробуйте давать своему чаду такие несложные задания:  
  • Следить за тем, чтобы миска домашнего питомца была всегда наполнена чистой водой, а комнатные растения – всегда политы.
  • Вешать свой пиджак и рюкзак сразу по приходу домой.
  • Следить за расписанием школьных занятий и тем, что нужно подготовить на завтра, например, кеды для спортзала или музыкальный инструмент для игры в группе.
  • Решить, хочет ли ребенок заниматься на пианино или делать уроки до или после ужина – и всегда придерживаться своего выбора.
  Автор: Sally Marshall Перевод: Татьяна Александровская, Центр «Азбука для родителей»