Наш сайт уже предоставил материал Marcelle Clements со взглядами профессора Б. ДеПауло, педиатра А. Хофман, психоаналитика Е. Йанг-Брюель на эту тему. Но именно из-за своей сложности, массовой распространенности этот вопрос требует дополнительных мнений и раскрытия аспектов.
Признаки того, что ребёнок лжёт
Чаще всего мы замечаем, что ребёнок обманывает. Чтобы увериться в этом, психологи предлагают обратить внимание на следующие признаки:
- дети избегают смотреть в момент рассказа прямо в глаза;
- они выглядят менее уверенными, чем обычно, по выражению лица;
- попросив пересказать историю ещё раз, вы заметите несоответствия;
- стоит обратить внимание на ощущение «отрепетированности» его рассказа, отсутствие спонтанности;
- при лжи подростков может быть нежелание знакомить со своими друзьями, событиями; сокрытие различных вещей с реакцией злости или яркой агрессии при их обнаружении, при входе взрослого в комнату без предупреждения, или резкий запрет на вход в его комнату.
Но не стоит сильно торопиться с выводами, что ребёнок лжёт. Доктор Брент Уотерз и Лиз Кэннеди, авторы книг по воспитанию детей, основным считают правило: «Если вы не уверены, лучше подождать и посмотреть. Если двое детей вовлечены, и вы не можете выяснить, кто виновник, лучше найти к ним одинаковый подход с целью выяснения и применить одинаковое наказание».
Но если ложь становится привычкой, провоцирует кого-то на действия, или ребёнок утверждает, что он говорит правду, даже при очевидных свидетелях его лжи – стоит забеспокоиться.
Возрастные периоды детской лжи
Многие психологи рассматривают развитие у детей лжи в соответствие с их возрастными периодами:
- 4 годам присваивают появление лжи у ребёнка;
- в 5 лет малыш может уже «купаться» в обманных высказываниях (в этот возрастной период малышу, как правило, сложно отличить реальность от фантазии);
- около 6 лет ясность между правдой и вымыслом становится для ребёнка уже более очевидной, но здесь появляются такие стимулы для лжи, как вина за содеянное, или просто поведение, которое может не быть одобрено взрослыми;
- в 7-8 лет дети уже отлично понимают, где действительность и где воображаемое, и уже применяют ложь для избежание наказаний или того, что они не хотят выполнять; в добавок, появляются способности ко «лжи во благо», дабы не обидеть кого-то из окружающих; в этом возрасте, ложь ребёнка должна обеспокоить родителей, так как это может стать показателем личной проблемы и страха;
- в подростковом возрасте ложь используется детьми, иногда как желание сохранить «свой мир» в тайне, получить некоторую возможность на «частную жизнь»; может также быть ложь во спасение друга, или нежелание ранить чьи-то чувства, или во избежание смущения; но в данный возрастной период стоит рассматривать ложь в ключе всего поведения ребёнка (открытое или скрытое поведение в общем комплексе): если ребёнок в целом ведёт себя открыто, то, скорее всего, это вид секретности с причинами, перечисленными выше, но при скрытном общем поведении и частой лжи, это может стать сигналом опасности (особенно, в случае мальчиков), ложь, в подобном случае, может быть спровоцирована боязнью наказания или избеганием объяснений своих поступков, а не пресечение её, может дальше вести к худшему поведению и поступкам.
Итак, выделим основные стимулы детской лжи:
- создание удобства (иногда ребёнок может солгать, что он что-то уже сделал (помыл ручки), чтобы не отвлекаться (от игры));
- приукрасить свою жизнь (создание историй позволяют ему быть популярным и иметь более яркую жизнь);
- во избежание ответственности и наказания (трудно ребёнку идти сознательно с повинной);
- рефлексивная ложь (вошедшая уже в привычку, иногда даже без особых оснований и характеризуется уже большой умелостью её осуществления с трудностями в распознавании);
- предупредительная ложь (при осознании реакции родителей на определенные поступки, например, на пропуск уроков);
- ради наказания другого (иногда дети используют ложь, чтобы «насолить» брату или сестре);
- ради защиты другого (обратная причина – «выгородить» кого-то);
- стыд за свою жизнь, семью (может заставить ребёнка рассказывать о желаемой, но придуманной семье и течении всей жизни – свойственно детям неблагополучных семей и брошенным деткам);
- подражание родителям, часто применяющим ложь в своей жизни (ребёнок даже может особо не понимать негатив и «неправильность» лжи, является одной из искусно воплощаемых форм лжи);
- сокрытие серьёзно наказуемых деяний (в более взрослом возрасте, возможно, с вовлечением других людей, страхом перед ними, по их требованию: воровство, драки и т.п.).
Ответная реакция взрослых на детскую ложь
Если рассматривать ложь по возрастным ступенькам, то психологи предлагают использовать следующие фразы при обнаружении лжи по периодам:
- для дошкольников: «Ого, у тебя такое воображение!», «Отличная история! Я бы тоже хотела жить в сказке!», «Ой, расскажи мне ещё, так интересно поиграть в игру «Заставь поверить»!»;
- для младших школьников: «Я понимаю: то, что ты мне рассказал, — это не совсем правда. На будущее, лучше скажи правду», «Хотя ты и сказал, что сделал всё, я уверена, это не совсем так. В следующий раз скажи честно», «Мы все можем ошибаться, так что в другой раз расскажи как есть, не искажая фактов»;
- для подростков: «Я чувствую, у тебя есть проблемы. Захочешь поговорить об этом, будь уверен, что я всегда готова тебе помочь», «Знаешь, случалось, я думала, что самый удобный способ решения проблем – их игнорирование… Но это никогда не действовало», «Любая проблема разрешима. Поделись о своей, чтобы я смогла тебе помочь?»; примеры своей жизни могут стать хорошими уроками для ребёнка и стимулами раскрыться перед вами.
В любом возрасте детей стоит следить за своей реакцией на ложь, оставаясь спокойными и не прибегая к немедленным наказаниям. Психологи считают важным дать шанс ребёнку рассказать правду, усадив его и сказав об это очень решительным тоном. Если ребёнок сознаётся, нужно поблагодарить за откровенность, но всё-таки стоит определить наказание за проступок, акцентируя на том, что ложь добавила жесткости в наказание. И что без лжи, вас огорчил бы сам поступок, а ложью ребенок сознательно огорчает вас уже сам. При откровенности, наказание может быть выведено вместе с ребёнком. Стоит обратить внимание, что ложь расстраивает вас гораздо больше, чем даже скрываемые поступки. Спросите, чего он хотел добиться своей ложью. Убедите, что эта цель не может быть достигнута с помощью искажения фактов. Специалисты никогда не советуют принимать оправдания лжи. При первых редких случаях лжи, можно добавить: «Это так на тебя не похоже!». Оценивайте поступки откровенности, когда замечаете, что ребёнок не стал лгать в критической ситуации. Не рекомендуют прибегать к крайней категоричности, ультиматумам – вряд ли вы сможете их выполнить. А ребёнку покажете всю непоследовательность и несёрьёзность своего «наказания».
Для стимулирования ребёнка быть откровенным, используйте спокойную адекватность и не отчаивайтесь, если у вас с малышом не сразу всё получается. Ложь – это проблемный симптом в воспитании. Но её «лечат» постоянным вниманием к жизни и поведению ребёнка (но не оскорбляющей слежкой), поддержкой откровенности и нетерпимостью к огорчающим вас искажениям фактов, недостойным преувеличениям, хроническим обманам. Будьте последовательны в отношении детской лжи, а своим примером честности и жизненными уроками подталкивайте их на путь истины.
Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»