Что делать, если ребенок не говорит? Этот вопрос волнует многих родителей, особенно родителей мальчиков. Родители сравнивают речевые успехи своего ребенка с другими детками, и только больше расстраиваются. Но более конструктивно приступить к полезным действиям.
Вот несколько рекомендаций, как научить говорить ребенка.
Полноценный диалог с ребенком
Диалогом может быть не только привычный для нас разговор из взаимообмена фраз. Лепет, плач, воркование, бульканье, подражание мимики взрослого – для ребенка это тоже формы диалога. Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, подражайте звукам ребенка, отвечайте на крик ребенка. Это даст ему ощущение, что он для вас значим, что вы его слышите, что его любое выражение имеет для вас значение.
Постоянно говорите с ребенком, комментируйте всё
Нам иногда кажется это глупым, когда мы постоянно комментируем ребенку все свои действия, действия членов семьи, других людей. Но специалисты настаивают на эффективности такого сопровождения действий словами. Чем больше вы даете ребенку слов, тем больше у него возможностей расширить свой звуковой ряд, насобирать слова для воспроизведения. Достаете ли вы пакет молока из холодильника или берете корзину в супермаркете – пояснение всего этого расширяет словарный запас ребенка. Конечно, наибольший эффект даст комментарий к тому, что интересует самого ребенка. Если его удивила собачка, вот и скажите, что собачка красивая, с коротким хвостиком, длинными ушками и т.д.
Быстрое развитие речи, наполнение словарного запаса
Эксперты подчеркивают высокую скорость развития речи ребенка. Например, в возрасте от 1,5 лет до 2 лет словарный запас ребенка может вырасти с 50 слов до 250.
Без паники
Помните, что развитие речи у ребенка имеет индивидуальные особенности. Доверьтесь в оценке развития ребенка своей интуиции, а не нервному напряжению от проблемы. Эксперты считают тревогу обоснованной, лишь когда ребенок не проявляет никакого желания к общению с вами. Например, даже не идет на визуальный контакт. Если у вас явное ощущение проблемы, тогда непременно обратитесь к логопеду.
Общие показатели развития речи в раннем возрасте:
- первые три месяца: бульканье, воркование, крики по поводу разных своих потребностей;
- до 6 месяцев: голова поворачивается в сторону шума, есть лепет;
- около 12 месяцев: имитация звуков, первое слово.
Коротко и звонко
С маленькими детьми важно говорить короткими предложениями и высоким голосом. Это практически гарантирует хорошее понимание сказанного вами ребенку и однозначно обратит его внимание к вашим словам. Удивительно, но старшие дети именно так и обращаются к деткам помладше.
Ребенок хоть и не говорит, но понимает многое
Если ребенок молчит, это совсем не значит, что он мало понимает. Вы можете наблюдать, что ребенок способен совершать действия, команду к которым в речи повторить он пока не в состоянии. Конечно, дети готовы на первых порах только к выполнению простых указаний. Например, «кинь маме мяч» будет исполнено ребенком в год, хотя сказать ребенок может всего лишь, например, слово «мяч». Специалисты подтверждают, что в то время, когда дети говорят свое первое слово, они отлично понимают от 3 до 50 слов.
Язык жестов в помощь
Жесты для ребенка – это дополнительные помощники, инструменты общения. Детям с выученными жестами легче не испытывать разочарование по поводу неспособности спросить, сказать, что ему хочется. Говоря слово каждый раз с жестом, вы укрепляете связь между объектом и звуком.
Первые слова – потребности и интересы
Первые слова отражают обычно интерес и потребность ребенка к чему-то, к кому-то. И в первые предложения ребенок соберет лишь те слова, которые помогут ему получить то, что больше всего интересует. Это может быть не только «мама» или «папа», но и любимый продукт, животное, мяч или даже слова «нет», «вверх», «еще» и т.п.
Чтение – стимул развития речи ребенка
Даже если ребенок еще не говорит, вполне можно и нужно ему читать. Ребенок будет слышать ваш голос, ритм, много новых слов. Тем более, что слова из книг не всегда встретишь в повседневной жизни. Не каждый день мы ходим в зоопарк, чтобы увидеть жирафа или слона, например. К тому же ребенок слышит слова в разном порядке в предложении, с разной интонацией (вопросительной или побудительной). Специальные исследования показывают, что дети, которым читали книги, понимают больше слов и имеют более выразительную лексику. Вы можете не только читать текст, как обычно. Рассматривайте картинки, описывайте их (объекты, цвета, формы). Чуть позже вы сможете задавать вопросы ребенку по картинкам или по прочитанному вами материалу.
Читайте также: