fbpx
Главная Дети и все о детях Воспитание и развитие Развитие способностей ребенка: подробнее о методике Никитиных

Развитие способностей ребенка: подробнее о методике Никитиных

Выбор редакции

Ваш ребенок – левша?

Сегодня ребенок-левша уже имеет право оставаться леворуким. А вот мы, родители, не имеем права упустить в воспитании и развитии учёт его особенностей как левши.

Овощная нотка – свекла и морковка

Свекла и морковь - одни из самых распространенных и полезных овощей. Но в их хранении и употреблении есть свои нюансы. Рецепты с морковью и свеклой должны быть в кулинарной книге любой хозяйки.

Домашний фотоэпилятор: плюсы и минусы

Приступая к любой косметологической процедуре, мы в первую очередь хотим знать, представляет ли она опасность для здоровья и насколько качественным будет конечный результат. Эти...

Женский жакет в клетку: с чем сочетать

В шкафу женщины обязательно должна присутствовать такая универсальная и практичная вещь как жакет. Официально его история началась в XVI веке, хотя при раскопках археологи...

Борис и Лена Никитины — родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания. Супруги — одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Никитины вырастили и воспитали семерых детей. На сегодняшний день у них 24 внука. 


 

Как всё это начиналось

 

Когда у Никитиных родился первый ребенок, они никакого представления не имели о системе развития и воспитания. Да и вообще супруги мало что знали о младенцах. Они, как и многие родители, просто радовались своему первенцу, любили и заботились о нем.

 

Однако со временем они стали замечать, что их ребенок не всегда плачет одинаково, тем самым как будто пытаясь что-то сказать своим родителям, по разному реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Никитины просто-напросто доверились своей интуиции и стали прислушиваться к своего рода подсказкам своего сына. Они стали развивать его физические и интеллектуальные возможности. С того времени их ребенок ел и спал когда и сколько хотел. Все остальное время он занимался физкультурой, закаливанием, общался с мамой, слушал ее песни, а также сам находил для себя интересные занятия. «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам», — объясняла Лена такое решение. В результате всех этих нововведений сын Никитиных сал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

 

Свои наблюдения и новшества супруги Никитины записывали в тетради, которые позже и легли в основу книг Никитиных.

 

Руководствуясь только интуицией, Никитины создавали естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.



 

«Правы ли мы?» 


 

В 1965 г. о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?». В ленте супруги поделились своим опытом относительно возможностей раннего развития детей. Сразу после выхода фильма многие педагоги и медики высказали свое возмущение по поводу того, что Никитины просто калечат своих детей. Ведь в то время идеи и принципы воспитания Никитиных не укладывались ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

 

Однако Никитины продолжали действовать в своем направлении. Ведь их дети росли здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными. К трем-четырем годам они осваивали чтение и азы математики.

 

Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным: 



 

•        Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения. 


 

•        Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года — Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно. 


 

•        Совместный сон мамы и малыша. 


 

•        Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой). 


 

•        Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.


 

•        Избегание специальной стерильности.

•        Обучение гигиеническим навыкам с рождения — выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью. 


 

•        Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем — с использованием спорткомплекса.


 

•        Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.


 

•        Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т. д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.


 

•        При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации. 


 

•        Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».

 

•        Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.


 

•        Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет — пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос. 


 

•        Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.


 

•        С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.



 

Главная задача воспитания — развитие способностей

 

Основная идея методики Никитиных — НУВЭРС — Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Никитины считали, что каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

 

Никитины считают, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).



 

Основные принципы методики Никитиных



1.    Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.


 

2.    Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
 


 

3.    В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.


 

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это «заорганизованность» (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и «заброшенность» (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию — накормить, одеть, уложить спать).

 

Правильнее — просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б. Никитин: «Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим («Не горюй, еще получится!»)».


 

Ошибки воспитания 


 

Если разумно использовать идеи Никитиных, можно вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Однако, как и в каждой методике, в системе Никитиных есть свои минусы, которые, по их словам, все же больше относятся к их семье, поскольку они были слишком увлечены своей же собственной системой.

 

 

1.             Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали — всё остальное время они посвящали только детям.

 

2.             Семья Никитиных жила в искусственно-изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад — Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей. 


 

 

3.             В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.

 

4.             Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т. п. 


 

 

5.             Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала. 


 

6.             Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно — они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания — никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома. 


 

 

7.             Семья Никитиных жила как в аквариуме — в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди — гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы — начиная от доброжелательно-положительного и заканчивая агрессивно-обвинительным. А семья и дом — это наша крепость, это личное. 



 

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не «вундеркиндов», а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить «нет». Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни — каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Рецепты на Ореховый Спас: миндальные макаруны и фисташковые бискотти

Эти макаруны и бискотти - непревзойденные рецепты на Ореховый (Хлебный) Спас.

Штрудель

Этот удивительный десерт может с легкостью превратиться в сытное второе блюдо, если начинку из яблок или груш заменить, например, капустой или мясом.

Домашние рецепты: сливовый пирог

Сливы - прекрасная начинка для вкуснейшего домашнего пирога!

Ваш ребенок – левша?

Сегодня ребенок-левша уже имеет право оставаться леворуким. А вот мы, родители, не имеем права упустить в воспитании и развитии учёт его особенностей как левши.

Овощная нотка – свекла и морковка

Свекла и морковь - одни из самых распространенных и полезных овощей. Но в их хранении и употреблении есть свои нюансы. Рецепты с морковью и свеклой должны быть в кулинарной книге любой хозяйки.

Домашний фотоэпилятор: плюсы и минусы

Приступая к любой косметологической процедуре, мы в первую очередь хотим знать, представляет ли она опасность для здоровья и насколько качественным будет конечный результат. Эти...

Женский жакет в клетку: с чем сочетать

В шкафу женщины обязательно должна присутствовать такая универсальная и практичная вещь как жакет. Официально его история началась в XVI веке, хотя при раскопках археологи...

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Документальный сериал Кортни Кокс

Знаменитая актриса, Кортни Кокс, которая обрела свою популярность за роль Моники в легендарном сериале «Друзья», решила заняться продюсированием документального сериала о беременности и роли родителя под названием «9 месяцев». Продюсеры хотели показать правдивые истории разных людей, которые по тем или иным причинам испытывают трудности в зачатии или вынашивании плода.

Кира Найтли о материнстве и правдивом образе матери

Знаменитая актриса, которая уже не раз пыталась снять с образа материнства розовый шлейф, продолжает выступать за право уважения каждой матери. Кира Найтли убеждена, что наша нация приуменьшает заслуги тех женщин, которые обрели статус мамы.

Правдивый ролик семейного празднования Рождества с Мэттом Деймоном

Saturday Night Live шоу для которого была снята рождественская короткометражка с участием Метта Деймона и Сесили Стронг. Дует играет молодых родителей с тремя детьми, которые подбивают итог тяжёлого рождественского дня.

Грудное вскармливание Рейчел Макадамс

Знаменитая голливудская актриса, Рейчел Макадамс, которая весной родила первенца, опубликовала снимок где она запечатлена с молокоотсосами на груди.

Похожие статьи