Практически 50% всех первоклашек имеют проблемы с произношением звуков. Причинами этого могут быть:
- патология нервной системы;
- неправильный прикус;
- осложнения (включая проблемы и со слухом) после простудных заболеваний;
- укороченная уздечка (кстати, не такая уж и частая причина в реальности);
- дефекты в произношении звуков родителей, близких, друзей и др.
Панацеей в случае возникновении проблем с произношением звуков многие родители считают именно скороговорки. НО сразу оговоримся, что скороговорки – это действительно только помощь для чистоты, «отшлифовки» звуков, доведения их произношения до автоматизма. И работать с ними следует лишь в конце занятия с ребенком над каким-то звуком. Особенно сложны скороговорки для маленьких деток. Поэтому задавать им быстрый темп нужно далеко не сразу.
Но как только у ребенка действительно получится выговорить скороговорку правильно и хотя бы быстрее, чем сначала, он получит немалое удовольствие, а его речь – большую пользу.
Правила разучивания скороговорок:
- читаем скороговорку сначала очень медленно (либо родитель малышу, либо сам ребенок);
- обсуждаем с ребенком её смысл;
- проговарием сначала с ребенком, а потом он сам самые трудные слова (не менее 2-х или 3-х раз; можно даже по слогам);
- говорим (у более старших детей спрашиваем), какой звук (звуки) повторяются в словах чаще всего;
- проговариваем сначала вместе с ребенком скороговорку медленно и тихо, потом он сам;
- проговарием чуть быстрее (сначала вместе, потом он сам);
- ребенок проговариет быстрее, при этом сохраняя чистоту звуков и не крича, а лишь с усилением силы голоса.
Первая и главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость. Детям будет хотеться просто «выпалить» её скорее – контролируйте это. Подбирайте скороговорки на разные звуки. Больше проговаривайте на те из них, что хуже всего выходят у малыша. Выбирайте такие, которые понравятся по содержанию вам и ребенку.
Скороговорки
Скороговорок – превеликое множество. Приведем лишь некоторые из них.
Б-П
Батон, баранку, буханку пекарь испёк спозаранку.
Б-Д
Через реку бобр-добряк переводит вброд бобрят.
На дуб не дуй губ. Не дуй губ на дуб.
Р-Л
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
На речной мели мы на налима набрели.
В-Р
Наверное, выдворим дрова с Вашего двора обратно на дровяной двор.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Р
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Наташе нарвал ромашек.
Открывай, Увар, ворота! Дров несем невпроворот мы!
У Андрея и Арины тридцать три георгины.
Рапортовал да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
Прыгают на языке скороговорки, как карп на сковородке.
Р-Т
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Л
Мы с Емелей ели ершей у мели.
Их еле-еле мы с ним доели.
Л-В
Полили ли Вы лилию?
Т-К
На платки Тане будет ткач ткать ткани.
С
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись сами.
С-З
Грабли – грести, мётла – мести, вёсла – везти, полозья – ползти.
С-Ш
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
С-К
Ест киска суп из миски. Сыта киска: пуста миска.
К-Г
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
У ёлки иголки колки.
К-Л
Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски.
К-П
Наш Полкан попал в капкан.
Щ
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тощий, немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Щуку я тащу-тащу.
Щуку я не отпущу!
Ш
Шесть мышат в камышах шуршат.
М-M׳
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. Мыло Мила уронила.
Ф
У Феофана Митрофановича три сына Феофановича.
Ц
Цыплята и курица чай пьют на улице.
Съел наконец молодец варенец.
Бедным курицам не спится, когда им лисица снится.
Ч
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
Черепаха, чуть скучая, час сидит за чашкой чая.
Ч-Щ
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
Ж-Ч-Ш-Щ
Поезд мчится, скрежеща:
Ж, Ч, Ш, Щ, Ж, Ч, Ш, Щ.
Щ-Ж-Ч
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
Ж
Уж от ужаса стал уже —
Ужа ужица съест на ужин.
*****
Стихотворения-скороговорки
(Р-Л)
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
«Скороговорка» (Ш)
Был кашеваром кашалот,
А кашеедом кит.
Но простудился кашалот,
Стал сильно кашлять он, и вот –
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром — кит. (И. Токмакова)
«Про кошку на дорожке» (Ж-Ш)
Вышел Гришка на дорожку,
На дорожке сидит кошка.
Взял с дорожки Гришка кошку —
Поиграть с кошкой немножко.
(Г)
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, испугаю!».
Отвечает ему попугай:
«Испугай, испугай, испугай!»
(Ш-C)
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши.
И не пачкай больше уши.
(Ч-Щ)
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
(Ж)
Хожу – твержу,
Сижу – твержу,
Лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу.
(П-Б)
Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась о гуся —
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
(Б)
Бились лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бедра, лбы и грудь.
Скороговорка-потешка (В, Р-Л)
Я во двор вола вела.
За рога вела вола.
Я вела во двор, а вол
В огород меня завёл.
Правильно проговаривать слова сложно в любом возрасте – попробуйте сами проговорить какое-то предложение (или скороговорку) четко и быстро. Поэтому следует запастись терпением и заниматься с ребенком регулярно. Кстати, нам, взрослым, тоже не помешает чистить свои звуки, которые часто далеки от идеала произношения.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»