Самостоятельность малыша – одна из главных целей нашего воспитания. Первые шаги к ней – это обучение самостоятельной способности кушать и чистить зубки.
Учим ребенка кушать самостоятельно
Попить самому из кружки и доставить ложкой еду в рот – абсолютно легкие для нас действия, но грандиозное задание для малыша. Забудьте в момент обучения этим действиям о переживаниях по поводу беспорядка на столе, под столом и о чистоте самого крохи. Правильно, если процесс еды не сопровождается просмотром телевизора. Ребенок должен привыкнуть концентрироваться на еде и её приеме. Стульчик для кормления ребенка должен быть достаточно плотно придвинут к столу. Нагрудничек надеваем ему обязательно.
Сначала малыш может взять в ручку что-нибудь твердое из еды – это обычно происходит около 6-9 месяцев после рождения. Уже в этом возрасте постепенно можно просто начинать знакомить ребенка со столовыми приборами. Лучше, если это будет безопасная ложечка. Существуют и специальные ознакомительные ложечки с мягкой толстой ручкой. В годик ребенок делает более уверенные самостоятельные попытки исследования столовых приборов и содержания тарелки (не только своей, но и маминой тоже ). Нужно непременно воспользоваться этим интересом. Вот в это время и стоит активно учить малыша пользоваться ложкой. Уже к полутора-двум годам ребенок сможет сам кушать ложечкой и первые, и вторые блюда. К 3 годам наконец-то это будет выходить у него уже достаточно аккуратно. Умение кушать самому при поступлении в садик будет одним из самых важных условий. В 4 годика можно добиться того, что он будет пользоваться вилочкой. Некоторые родители к этому моменту даже приучают ребенка пользовать вилкой вместе с ножом.
Главными условиями начала обучения будут:
- не жидкие блюда (лучше каши);
- посуда у ребенка должна быть индивидуальная;
- чайная ложка с округлыми краями, неплоская (может быть подаренная на годик серебряная, обычная, металлическая термочувствительная, анатомическая с удобным изгибом);
- чашка должна быть с прямыми стеночками;
- следите, чтобы еда и сама ложка (чашка) не были горячими;
- чашка, тарелка должны быть удобные, устойчивые, небьющиеся, из термостойкого пластика (хорошо, если тарелка будет с высокими краями, плоским дном, может быть и с присоской);
- кладем салфеточки рядом с тарелкой (учим пользоваться и ими) и можно поставить хлебушек, нарезанные кусочки овощей, фруктов, с которыми ребенок уже легко справиться;
- ребенок должен быть в хорошем настроении, сосредоточен и хотеть кушать (можно сначала немного покормить самому, а потом учить ребенка) – не стоит заставлять ни кушать, ни учиться.
Первое, что нужно сделать, это дать почувствовать малышу, что такое есть ложкой самому. Кладем ложечку в его ручку, обхватываем своею и, не переворачивая, несем еду к ротику. Ребенку должно хоть немного запомниться это движение. Можно также показывать ребенку, как зачерпывать еду ложечкой. Эти манипуляции должны быть проделаны неоднократно. Но помните, что ребенок в этом возрасте быстро устает от повторений – не стоит настаивать. Вы сможете повторить всё это в следующий раз. Докормить можно другой ложечкой самой маме, при этом, не отбирая ложку у ребенка.
Можно учить ребенка и тому, как нужно кушать с самой ложечки. Просто показываем, как мы обхватываем ложечку губами и аккуратно снимаем с нее еду, не переворачивая саму ложку. Потом стоит предложить попробовать повторить самому малышу.
При обучении кушать вилкой, главное, показать малышу, как накалывать, как не пораниться, снимая еду, и приучить держать вилку по-разному, в зависимости от типа еды (мягкая, сыпучая или твердая). Через время учим ребенка пользоваться вилкой в левой руке, чтобы потом дать основы пользования ножом в правой. Но до того, как он сможет пользоваться ножом, можно научить его придерживать еду на вилке кусочком хлебушка, например.
Практика сделает свое дело, и малыш сможет прекрасно кушать сам. Не забывайте о создании настроения за едой – красивая скатерть, интересные салфетки и здоровая пища создадут прекрасный фон. Полезно приучить малыша складывать столовые приборы в тарелку, а не на скатерть. Не забывайте постепенно привлекать малыша и к сервировке стола.
Помните о семейных обедах и ужинах – это создаст особую обстановку в вашей семье, в частности, для самого ребенка. Только не нужно делать на них резких, нервных замечаний малышу. Пусть традиция совместного приема пищи будет приятной. Старайтесь показывать правильный пример поведения за столом вашему ребенку. Со временем вы сможете научить малыша и правилам столового этикета.
Учим чистить зубки самостоятельно
Чистка зубов – один из основных залогов здоровья. Сначала мы чистим ребенку зубки сами, но приходит время научить этому и самого ребенка. Обычно переход на самостоятельный уход за зубками рекомендуется, когда малыш научиться кушать сам с помощью ложки. Но следует помнить, что качество детской чистки зубов будет оставлять желать лучшего, поэтому первые годы придется после ребенка дочищать зубки, возможно, и вплоть до появления коренных зубов.
Главные условия чистки зубов детками:
- детская интересная, яркая зубная щетка (обычно со сказочными героями; с небольшой головкой, с мягкой щетиной (например, из полиэстера); электрическая зубная щетка рекомендуется для самостоятельной чистки не ранее 6-8 лет, но с помощью родителей можно раньше – она должна быть детская, с мягкой щетиной);
- детская приятная на вкус и качественная зубная паста, лучше пока без фтора или с его пониженным содержанием (пасту выдавливаем с «горошину»);
- стаканчик для полоскания с прямыми и гладкими краями.
Начинать можно с проигрыванием ситуации в игре: чистим зубки любимой игрушке, а потом можно попробовать почистить зубки и маме (конечно, маминой щеткой).
Обязательно соблюдайте правильные рекомендации по чистке зубов при обучении ребенка:
- лет до шести пасту наносим ребенку сами;
- наружную (сначала) и внутреннюю поверхность очищаем с помощью коротких выметающих движений: зубную щетку (её рабочую поверхность) располагаем под углом 45 градусов к зубику и выметаем от десны к краю зуба – не менее 10 движений (это количество движений будет необходимо каждому участку чистки);
- внутреннюю поверхность передних зубиков чистим вертикально расположенной щеткой движениями от десны к краю зуба;
- чистим от верхних резцов вращательными движениями с небольшим нажимом к жевательным зубкам, а потом разворачиваем щетку и проходим щеткой обратно;
- жевательную поверхность чистим горизонтально вперед-назад и круговыми движениями;
- учим полоскать ротик (желательно около минуты; можно устраивать соревнования, кто дольше пополощет; полощем ротик до и после чистки).
Эффективность чистки можно проверить на плановом приеме у стоматолога или, купив раствор, пасту, которые окрашивают другим цветом зубки с налетом. А также в аптеке можно приобрести специальную жевательную таблетку, которая проявит (розовым или красным оттенком) неочищенные участки.
Помните, что щетку меняем не реже, чем раз в три месяца. Каждый раз щетку нужно тщательно промывать теплой водой до и после использования.
Хорошо, если приучите малыша к использованию зубной нити и межзубных ершиков, но в раннем возрасте это, конечно, будет еще только с вашей помощью.
Чтобы научить ребенка кушать и чистить зубки самому, потребуется немало времени и терпения. Но результаты будут полезны для ребенка, а также в определенный момент непременно порадуют и вас.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»