fbpx
ДомойДети и все о детяхВоспитание и развитиеТеория привязанности: инструмент для сознательных родителей

Теория привязанности: инструмент для сознательных родителей

Выбор редакции

На самом деле теория привязанности не является алгоритмом воспитания ребенка. Она представляет собой описание моделей отношений, как краткосрочных так в долгосрочной перспективе. Основной тезис теории, предложенной английским психоаналитиком Джоном Боулби, отводит роль привязанности детей к родителям в качестве фундамента их отношений. Эффективное использование ее призвано помочь родителям в воспитании и построении гармоничных отношений.

Роль родителей

Согласно теории привязанности родители, в заботе о своем потомстве, реализуют прежде всего собственную потребность заботиться о ком-то. Причем эти действия не всегда связаны с любовью к малышу. Они основаны на понимании и осознании того, что ребенок не в состоянии самостоятельно выжить в этом мире без помощи взрослого.

На практике такой тезис объясняется достаточно просто. Представьте ситуацию: малыш капризничает и требует посреди улицы новую игрушку. В этот момент у папы или мамы в этот момент присутствует весь спектр эмоций: от раздражения до неловкости, в котором уж точно никакого умиления и любви нет и следа. Но, если ребенок в порыве каприза случайно падает, родитель обязательно поспешит ему помочь. 

Поэтому привязанность намного крепче, чем любовь, которая быстро нивелируется негативом.

Привязанность и дети

Человеческий детеныш рождается в биологическом отношении достаточно слабым и не может выжить без помощи взрослой особи. В его случае привязанность побуждает к «поведению следования», которое проявляется в постоянной потребности:

  • находиться рядом со взрослым;
  • следовать указаниям;
  • нравиться; 
  • соответствовать ожиданиям.

У людей механизм следования не сводится к простому копированию, так как сопровождается широким спектром психологической нагрузки. В то же время для того, чтобы научиться заботе о себе, ребенок нуждается в значительном времени на обучение, основным механизмом которого и будет подражание.

«Идеальная парочка»

На первый взгляд может показаться, что теория привязанности обеспечивает родителей подробной инструкцией воспитания идеального малыша. И если использовать ее исключительно в этом аспекте, то ни к чему хорошему это не приведет. 

Дети, хоть и нуждаются во взрослом и стремятся нравиться наставнику, очень сильно переживают и тонко чувствуют ситуацию, когда из них пытаются вырастить кого-то. Особенно сильно усугубляется положение ребенка, если взрослый переступает черту и занимает чрезмерно вовлеченную позицию в жизнь своего детеныша. Чрезмерный контроль является ступенью к созависимым отношениям идеального родителя и идеального ребенка, которые невозможно разорвать и которые часто становятся причиной социальной изоляции в будущем.

Если, следуя теории, вы исказили ее положения до алгоритма воспитания послушного и «удобного» ребенка, будьте готовы к тому, что он не сможет от вас «оторваться». Так как вместо обучения заботы о себе, вы достигли тотального контроля, который был принят и освоен. И вы будете сосуществовать как «идеальная пара» — родитель и ребенок, в которой не останется места личному пространству, действиям и гармоничным отношениям с окружающими.

От беспомощности к автономности за счет уважения

Положения теории привязанности работают только в случае, если использующий ее взрослый, применяет ее в качестве обучения ребенка автономности. Взрослому нужно понять главное, что рано или поздно его детеныш окажется один на один с этим жестоким миром. И намного важнее обучить его действовать самостоятельно, чем деспотично контролировать каждое его действие.

Для этого нужно позволить ребенку совершать самостоятельные действия и иметь право на собственное видение ситуации, даже если оно иногда ошибочно. Причем, по мере взросления, этот круг автономности нужно расширять. 

Как следствие, ни потребности взрослого, ни потребности ребенка не ставятся во главу угла. Необходимо учиться сосуществовать и помогать переживать малышу те ситуации, которые он не в состоянии изменить на данный момент самостоятельно. И это достаточно просто, если за основу процесса взято уважение друг к другу. 

Это не значит, что все должны стремиться к единству желаний. Здесь важен баланс интересов и право на собственное мнение. Признание родителем ребенка в качестве отдельной от себя личности – это главная задача, от которой необходимо отталкиваться в процессе воспитания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

На самом деле теория привязанности не является алгоритмом воспитания ребенка. Она представляет собой описание моделей отношений, как краткосрочных так в долгосрочной перспективе. Основной тезис теории, предложенной английским психоаналитиком Джоном Боулби, отводит роль привязанности детей к родителям в качестве фундамента их отношений. Эффективное использование ее призвано помочь родителям в воспитании и построении гармоничных отношений.

Роль родителей

Согласно теории привязанности родители, в заботе о своем потомстве, реализуют прежде всего собственную потребность заботиться о ком-то. Причем эти действия не всегда связаны с любовью к малышу. Они основаны на понимании и осознании того, что ребенок не в состоянии самостоятельно выжить в этом мире без помощи взрослого. На практике такой тезис объясняется достаточно просто. Представьте ситуацию: малыш капризничает и требует посреди улицы новую игрушку. В этот момент у папы или мамы в этот момент присутствует весь спектр эмоций: от раздражения до неловкости, в котором уж точно никакого умиления и любви нет и следа. Но, если ребенок в порыве каприза случайно падает, родитель обязательно поспешит ему помочь.  Поэтому привязанность намного крепче, чем любовь, которая быстро нивелируется негативом.

Привязанность и дети

Человеческий детеныш рождается в биологическом отношении достаточно слабым и не может выжить без помощи взрослой особи. В его случае привязанность побуждает к «поведению следования», которое проявляется в постоянной потребности:
  • находиться рядом со взрослым;
  • следовать указаниям;
  • нравиться; 
  • соответствовать ожиданиям.
У людей механизм следования не сводится к простому копированию, так как сопровождается широким спектром психологической нагрузки. В то же время для того, чтобы научиться заботе о себе, ребенок нуждается в значительном времени на обучение, основным механизмом которого и будет подражание.

«Идеальная парочка»

На первый взгляд может показаться, что теория привязанности обеспечивает родителей подробной инструкцией воспитания идеального малыша. И если использовать ее исключительно в этом аспекте, то ни к чему хорошему это не приведет.  Дети, хоть и нуждаются во взрослом и стремятся нравиться наставнику, очень сильно переживают и тонко чувствуют ситуацию, когда из них пытаются вырастить кого-то. Особенно сильно усугубляется положение ребенка, если взрослый переступает черту и занимает чрезмерно вовлеченную позицию в жизнь своего детеныша. Чрезмерный контроль является ступенью к созависимым отношениям идеального родителя и идеального ребенка, которые невозможно разорвать и которые часто становятся причиной социальной изоляции в будущем. Если, следуя теории, вы исказили ее положения до алгоритма воспитания послушного и «удобного» ребенка, будьте готовы к тому, что он не сможет от вас «оторваться». Так как вместо обучения заботы о себе, вы достигли тотального контроля, который был принят и освоен. И вы будете сосуществовать как «идеальная пара» - родитель и ребенок, в которой не останется места личному пространству, действиям и гармоничным отношениям с окружающими.

От беспомощности к автономности за счет уважения

Положения теории привязанности работают только в случае, если использующий ее взрослый, применяет ее в качестве обучения ребенка автономности. Взрослому нужно понять главное, что рано или поздно его детеныш окажется один на один с этим жестоким миром. И намного важнее обучить его действовать самостоятельно, чем деспотично контролировать каждое его действие. Для этого нужно позволить ребенку совершать самостоятельные действия и иметь право на собственное видение ситуации, даже если оно иногда ошибочно. Причем, по мере взросления, этот круг автономности нужно расширять.  Как следствие, ни потребности взрослого, ни потребности ребенка не ставятся во главу угла. Необходимо учиться сосуществовать и помогать переживать малышу те ситуации, которые он не в состоянии изменить на данный момент самостоятельно. И это достаточно просто, если за основу процесса взято уважение друг к другу.  Это не значит, что все должны стремиться к единству желаний. Здесь важен баланс интересов и право на собственное мнение. Признание родителем ребенка в качестве отдельной от себя личности – это главная задача, от которой необходимо отталкиваться в процессе воспитания.