fbpx
Главная Дети и все о детях Воспитание и развитие Нужно ли учить ребёнка говорить? Если да, то для чего и как?

Нужно ли учить ребёнка говорить? Если да, то для чего и как?

Выбор редакции

Азбука беременности: В

В: Вакуум-экстракция плода, Вакцинация, Варикозное расширение вен, Вассермана реакция, Вирус краснухи, Витамин, Влагалищное исследование, Внематочная беременность, Внутриутробная инфекция, Водянка беременных, Вскармливание грудное...

Высокая температура у ребёнка? Выход есть!

Высокая температура тела у детей влечёт за собой ограничение  активности, снижение аппетита и ухудшение  общего самочувствия. Чтобы помочь малышу справиться с этими неприятными ощущениями, нужно знать несколько простых правил.

Идеальный секс – это просто!

Идеальный секс вполне достижим, если следовать рекомендациям сексологов...

Самое необходимое в детской аптечке:

- стерильная вата; - салфетки; - зеленка; - перекись 3% водорода; - резиновая грушка-клизма; - аспиратор (та же грушка, только со спец. наконечником для отсасывания содержимого носа); - газоотводная трубочка; -...

Действительно ли малыша нужно учить говорить, или он научится этому самостоятельно? Истина лежит где-то посередине. Не сложно предположить, что родители и близкое окружение вносят самый существенный вклад в развитие речи малыша. Учитывая тот факт, что коммуникация – это способ взаимодействия с другими, потребность в ней проявляется с самого раннего возраста.

Для ребёнка становится родным тот язык, который он слышит только родившись, и который его окружает. Таким образом он знакомится с окружающим миром, начинает говорить и мыслить.

Процесс разговора у малышей – это воспроизведение уже услышанного. Мы не рождаемся с заложенным знанием французского или китайского, мы обучается этому. Если мы ничего не слышим – то ничего и не говорим и, соответственно, что слышим – то и проговариваем. Но для изучения любого языка не всегда достаточно просто слышать какую-то речь. Желательно быть вовлечённым в процесс разговора, замечать обращённую речь, а не просто «ловить её в фоновом режиме». Это похоже на то, как если бы взрослый захотел выучить испанский и просто бы слушал музыкальные композиции на этом языке. Вряд ли его уровень испанского значительно бы вырос.

Малыш уже начинает слышать находясь в животе у мамы во время своего внутриутробного развития. Он знакомится с голосами, звуками, интонациями. На протяжении всей беременности он привыкает к ним. Чаще всего то, что ребёнок ощущает в утробе, является для него положительным переживанием. Вот почему новорожденные, услышав нежный мамин голос или колыбельную, зачастую успокаиваются. Это им напоминает то, что они ощущали внутри: безопасность, умиротворение, защищённость.

Поэтому по возможности желательно начинать разговаривать с малышом уже на этапе беременности, а не только тогда, когда он родится. Мама может периодически поглаживать животик и что-то рассказывать или просто обращаться к ребёнку. Часто это происходит интуитивно или в ответ на шевеления. Также мамам можно порекомендовать петь песенки или читать стихи, сказки. Кому-то это может показаться странным: «Какие песни петь этому торчащему пупку? Зачем?». Но для ребёнка это пока единственный доступный способ коммуникации с родителями. Особенный конфуз могут испытывать папы, если их просят поговорить с животом. Если ничего на ум не приходит, то можно в такие моменты просто нежно пообщаться с мамой, положив свою руку ей на животик или погладив его. Ребёнок в такой ситуации будет слышать голоса

родителей и их прикосновения.

В любом случае подобные «разговоры» должны происходить по желанию, а не только потому что это надо или исследователи сказали, что это полезно. Когда мама в хорошем настроении и с искренним желанием говорит со своим малышом в утробе, помимо речи ему передаются и её положительные эмоции. А это ещё больше усиливает значимость подобных диалогов.

И вот наш малыш родился! С первых мгновений он начинает адаптироваться, познавать и ощущать новый окружающий его мир. Родители и ближайшие родственники – это проводники ребёнка в этом мире. Через них он знакомится с ним и изучает его. Наша речь и общение играют огромную роль в этом процессе.

С первых дней мы разговариваем с сыном или дочерью, комментируя все свои действия и рассказывая о том, что окружает их или происходит вокруг.

  • Проснулось моё Солнышко! Давай тебя мама возьмёт на ручки.

  • Ну-ка посмотрим, а что у нас там в подгузнике? О, а он уже совсем полный. Пора его менять. Идём с тобой в ванную, будем мыть попку и переодеваться.

  • Кто это у нас тут захныкал? Кажется, Машеньке не нравится переодеваться?! Но мы с тобой сейчас собираемся на прогулку. Одеваем вот этот красивый розовый человечек в белый горошек. Просовываем ручку правую, ручку левую,… Вот какие мы теперь симпатичные!

  • А сейчас мы пойдём с тобой купаться. Папа ванночку приготовил. Водичка тёплая. Мыться Катеньке нравится. Моем головку, шейку, ушки,…

Подобные диалоги «вводят» малыша в курс дела. Поддерживают контакт с ним и знакомят с азами речи.

На протяжении всего первого года жизни у ребёнка формируется пассивный словарный запас. Он изучает названия предметов, понимает действия и развивает интеллект. И даже если нам кажется, что ребёнок ничего не понимает — его внутренний компьютер всё равно всё записывает. Как будто малыш делает стратегический запас, которым впоследствии будет пользоваться. И чем больше этот запас будет – тем лучше впоследствии сможет ребёнок изъясняться, читать и писать.

Помимо того, что мы знакомим ребёночка с материальными вещами и их названиями, мы через речь передаём эмоции и настроение. Это то, что взрослые называют невербальной составляющей. До 3-х месяцев малышу ещё не столько важно ЧТО мы ему говорим, сколько КАК мы это делаем. Он больше обращает внимание на интонацию, тембр, мимику, голос. Ребёнок улавливает эти нотки, до конца ещё не понимая смысла сказанного. Таким способом родители закладывают фундамент эмоционального интеллекта.

Когда малыш становится старше, начинает сам перемещаться, играть, активничать – потребность в родительских комментариях только возрастает. Благодаря этому ребёнок более чётко осознаёт, что он делает, ощущает или чувствует.

  • Вот Алёнка взяла синюю машинку. Какие у неё большие колёса и как она громко гудит. Алёна толкнула машинку. Как же она быстро покатилась по полу!

  • Петя решил забраться на горку. Папа помогает ему подняться по ступенькам. Раз, два, три – и вот мы уже наверху! Садись, Петя! У-у-х, как весело ты съехал с горки! Папа тебя поймал. Давай ещё раз повторим?

  • Какая у Оли красивая пирамидка. И сколько тут колечек? (считаем). А каих они цветов? (рассказываем). А что колечки умеют делать? (показываем и проговариваем – крутятся, катятся, одеваются на пальчик, подбрасываются, перекидываются и т.д.)

  • Мы топаем с Егоркой по дорожке. Вот какой большой камушек, а вот зелёная травка, а вот жёлтый одуванчик, а вот белый пушистый одуванчик. Давай мы на него подуем! Ф-ф-ф! Как далеко полетели парашютики! Хочешь попробовать сам?

  • Смотри, кто это там спрятался под лавочкой? Да это же кошка! А как кошка говорит? Мяу.

Точно так же рассказываем и про новые эмоции и чувства ребёнка. Сейчас ты злишься, радуешься, обижаешься, сердишься, веселишься и т.п. Это поможет в будущем дифференцировать ему свои состояния и управлять ими. (Как весело прыгать на батуте/Как грустно, что нам пора домой и пришло время прощаться/Действительно больно, когда падаешь и ударяешься/Как приятно встречать папу с работы/Очень обидно, когда забирают твою игрушку.)

Как же ещё дополнительно можно обогатить словарный запас ребёнка и помочь ему в этом?

Можно и нужно читать ребёнку книжки. Первое знакомство вообще может произойти в возрасте нескольких месяцев с мягкой тканевой книжкой, которая будет больше для облизывания, тисканья и получения сенсорных ощущений из-за обилия различных материалов. Ближе к полугодичному возрасту могут появиться книжки-картонки с яркими иллюстрациями и минимумом текста. Малыш будет их рассматривать, учиться листать и периодически грызть. В них могут быть короткие стишки, картинки предметов окружающего мира и подписи к ним, изображение животных и звукоподражание им (му, гав, бе-е,..) . Ближе к году появляются короткие сказки. Ребёнок постепенно учится следить за сюжетом, начинает узнавать героев, особенно тех сказок или историй, которые ему часто читают или рассказывают.

Вопреки ожиданиям, телевизор/планшет/видеоролики не способствуют развитию речи малыша. Ему нужен диалог, обратная связь, поэтому важно реагировать на интерес ребёнка и всячески поощрять его к разговору. Гаджеты такими способностями не обладают. Ребёнок является лишь наблюдателем, но никак не активным участником этого процесса. Развивающие мультики, программы и игры можно использовать эпизодически как одну из форм досуга, но никак не заменять ими реальное общение.

Также желательно заниматься с малышом развитием мелкой и крупной моторики. Чем лучше развита моторика – тем лучше развита речь. Дело в том, что в головном мозге центры отвечающие за эти функции находятся рядом. И стимулируя один – мы развиваем другой. В младенческом возрасте – это прикосновения, ощупывание, жамканье игрушек из различных материалов. Позже – это пальчиковая гимнастика (от простейшей «сороки-вороны» с поглаживанием ладошки до сложных координационных упражнений). Постепенно деток увлекают играми, в которых они работают ручками: рамки-вкладыши, пирамидки, конструкторы, мозаики, шнуровки, пазлы, лабиринты и т.д. Такие занятия требуют всё большей сноровки, концентрации, умения и соответственно хорошо тренируют маленькие пальчики. Дополнительно можно знакомить малыша с творчеством: рисование пальчиковыми красками, лепка из солёного теста или специальной массы, отрывная аппликация, игры с крупами или природными материалами.

Стоит упомянуть про ещё один важный момент. И он касается чистоты языка и правильности нашей речи. Все логопеды настойчиво рекомендуют разговаривать с детьми следя за своим произношением. Не нужно как-то коверкать, ломать и излишне «сюсюкать» слова. Новорожденный знакомится с языком, который слышит: с его ритмом, грамматическими конструкциями, звуками и т.д. Когда взрослый человек идёт в языковую школу, то никто там под него язык не подстраивает. Его изначально знакомят с правильным произношением. Точно так же и малыш готов воспринимать нашу речь. И слово «холёсенький» для него никак не легче или понятнее чем слово «хорошенький». Воспроизвести его ребёнок, конечно, сразу не сможет и поначалу будет адаптировать произношение под свои артикуляционные возможности. Но как правильно это слово произносить он будет знать и постепенно будет к этому стремиться. Конечно, мы не должны разговаривать с новорожденным академическим языком. У нас будет много уменьшительно-ласкательных форм, но они должны быть правильно построены и произнесены.

Процесс освоения языка – одновременно и прост и сложен. Многому ребёнок может научиться и без особого участия со стороны родителей. Но если взрослые заинтересованы в том, чтобы малыш более полно мог раскрыть заложенный в него потенциал, смог качественнее взаимодействовать с окружающими, доносить до них свои мысли и желания и просто более полно познавать мир вокруг него, тогда им необходимо приложить немного усилий.

Как Вы заметили, не так уж сложно стать помощником в развитии речи ребенка: просто быть в контакте с ним, рассказывать и показывать ему то, что его окружает, комментировать действия, играть и делиться своим опытом.

У Вас все получится!

Читайте также:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Рецепты

Пряничный домик

Если в доме есть малыши, то, безусловно, пряничный домик станет настоящим украшением праздничного стола, и море детского восторга вам будет обеспечено. А если детка уже достаточно большая, чтобы помогать, то и сам процесс готовки доставит вам и ребенку много радости.

Торт «Ангелинка»

Предлагаем Вам рецепт простого, но очень вкусного тортика «Ангелинка», начинку к которому, так же как и украшение, легко придумать самому.

Как правильно приготовить перловку

Всем известная перловая каша, принадлежит к тому виду круп, которые любят далеко не все. Мало кто знает, что это любимая каша Петра I, а мы ее встречаем в супах среди картошки, лука и моркови.

Зодиак и здоровье

Солнце в Овне.

Овен проецируется на область головы и влияет на мозг, кору головного мозга, кости черепа, лицо, глаза, зубы, исключая область носа и нижнюю челюсть.

Итак, это, наконец, произошло…

Итак, это, наконец, произошло. Мне 32 года. Сейчас я на 32 неделе беременности. Надеюсь, мои комментарии по поводу беременности кому-то помогут в принятии решения, или, может быть, поддержат в тяжелые минуты. У меня второй брак, детей не было, были проблемы с зачатием. Решила пойти на искусственное оплодотворение. Искренне спасибо моему мужу за поддержку, участие, чувство юмора и терпение.

Идеальный секс – это просто!

Идеальный секс вполне достижим, если следовать рекомендациям сексологов...

Глотать или не глотать?

Калорийность спермы составляет от 5 до 14 калорий, и она не вызывает кариеса.

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Кевин Маккалистер спустя 28 лет

В далеком 1993 году на экраны вышел, уже культовый, фильм «Один дома». Новогодние приключения малыша Кевина, который остался один на Рождество смотрели, наверное, все. И каждая новая часть радовала поклонников столь милой и невероятно смешной комедии.

Певица Джамала стала мамой

Украинская певица и победительница Евровидения-2016 Сусана Алимовна Джамаладинова, известная под сценическим именем Джамала (Jamala) стала мамой в первый раз

Фотосессия беременной Светланы Лободы

Недавно на официальной странице певицы в Инстаграм были опубликованы фото Светланы в положении, что вызвало шквал эмоций и восторгов у поклонников. Певица снялась с обнаженным животиком для популярного глянцевого журнала, чем и обратила на себя еще более пристальное внимание.

Валентина Хомайко. Три дня декрета

Пятого декабря знаменитая телеведущая Канала 1+1 Валентина Хомайко родила четвертого ребенка. Первым о появлении малыша на свет рассказал муж Валентины Андрей Онистрат в своем Instagram. А немного позже и роженица поделилась видео с малышом подписав его очень трогательными словами.

Похожие статьи