fbpx

Вальдорфская педагогика

Выбор редакции

Ваш ребенок – левша?

Сегодня ребенок-левша уже имеет право оставаться леворуким. А вот мы, родители, не имеем права упустить в воспитании и развитии учёт его особенностей как левши.

Овощная нотка – свекла и морковка

Свекла и морковь - одни из самых распространенных и полезных овощей. Но в их хранении и употреблении есть свои нюансы. Рецепты с морковью и свеклой должны быть в кулинарной книге любой хозяйки.

Домашний фотоэпилятор: плюсы и минусы

Приступая к любой косметологической процедуре, мы в первую очередь хотим знать, представляет ли она опасность для здоровья и насколько качественным будет конечный результат. Эти...

Женский жакет в клетку: с чем сочетать

В шкафу женщины обязательно должна присутствовать такая универсальная и практичная вещь как жакет. Официально его история началась в XVI веке, хотя при раскопках археологи...

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена считались и считаются доброта и отзывчивость. Очевидно, что эти важнейшие качества, как и многие другие, закладываются в детстве. Можно ли влиять на их становление? Зависит ли формирование чуткости и отзывчивости ребенка от условий его воспитания?

 

Почти все дошкольные системы и программы в качестве своей важнейшей задачи ставят нравственное или социально-эмоциональное воспитание. В большинстве из них главным методом является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизации дети учатся оценивать поступки персонажей, узнают, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что это вызовет соответствующие действия ребенка: узнав, например, что делиться с другими хорошо, он будет стремиться стать хорошим и начнет отдавать другим свои конфеты и игрушки. Однако жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство малышей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей. Они знают, что хорошо помогать, делиться с другими, уступать слабым, однако в реальной жизни их поведение, как правило, далеко от этих правил. Очевидно, что знание моральных норм вовсе не является достаточным условием для их соблюдения. Кроме того, доброта и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения. Эти качества основаны на способности к сочувствию и сопереживанию, на доброжелательном отношении к другому, которое проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Что же делать? Ответ прост — необходимо воспитывать не только и не столько поведение, сколько нравственные чувства, позволяющие принимать чужие радости и трудности, как свои. Правда, это значительно труднее.

 

Наиболее распространенным методом воспитания социальных и нравственных чувств в последнее время становится установка на осознание детьми своих переживаний: их учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и достоинства. Предполагается, что ребенок, который хорошо понимает свои переживания, сможет легко встать на позицию другого и понять, что и как тот переживает. Однако опять же жизнь показывает, что это, увы, не так. Ощущение и осознание своей боли (физической или душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других. Сосредоточенность человека на себе и на своей самооценке, на своих достоинствах и своих эмоциях может породить такие тяжелые переживания, как зависть, обиду, отчуждение, конкурентное отношение к другим.


Существуют ли адекватные педагогические стратегии воспитания нравственных чувств и гуманных межличностных отношений?

Девиз вальдорфской педагогики: нет раннему развитию. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на мышление до 7 лет. Маленький человек постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд малышу, и не следует вводить его туда преждевременно. Если предоставить возможность духу и воле ребенка окрепнуть в «безинтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферой, необходимой современной цивилизации.

Еще одна важная особенность вальдорфской дошкольной педагогики заключается в ограничении на всякую оценку крохи. Считается, что любая оценка является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого. Ожидающий оценки ребенок действует под давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви является основой и главным принципом вальдорфской педагогики. Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждения и позволить реализоваться его собственным силам и способностям.

Следует беречь и поддерживать любую инициативу маленького ученика и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-либо делать:

— если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

— если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

— если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене);

 

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет. При этом запрет должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.

 

Главным позитивным методом воспитания и основной педагогической установкой в вальдорфской педагогике является подражание воспитателю. Вся жизнь ребенка до 7 лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит вокруг. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. Поэтому нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать. Если ребенок подрастает около гневливого отца или сердитой воспитательницы, он будет настроен на гнев и агрессию. Если же в его окружении царят честность и доброжелательность, он будет правдивым и чутким к людям. Мы воспитываем ребенка своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим.

 

Воспитание примером. В дошкольном возрасте нравственные чувства ребенка, его доброта и отзывчивость проявляются главным образом в сфере отношений со сверстниками. Вашему вниманию предлагается несколько примеров общения и межличностных отношений детей в обычном (традиционном) и вальдорфском детских садах. Различия довольно яркие.

 

Первое, что бросается в глаза при посещении вальдорфского детского сада, — это отсутствие демонстративности детей. Когда новый взрослый приходит в обычный детсад, дети, как правило, окружают его, и каждый стремится привлечь внимание гостя к себе. Одни показывают свои игрушки, другие рассказывают о своих успехах, третьи демонстрируют свои умения, четвертые громко обзываются или демонстративно хулиганят, провоцируя реакцию постороннего человека. В вальдорфском детском саду картина совершенно иная: появление незнакомца не оказывает существенного влияния на поведение детей. Вежливо поздоровавшись, каждый продолжает заниматься своим делом. Он делает что-то не для того, чтобы выполнить задание взрослого или похвалиться перед сверстником, или же привлечь внимание к себе, но потому что это интересно. Поэтому появление нового взрослого не слишком влияет на интерес к начатому делу и на поведение детей.

 

Такое же отсутствие демонстративности отличает и общение детей. Еще одно очевидное отличие вальдорфского детского сада — общая доброжелательность и миролюбие. В традиционном саду воспитателю то и дело приходится разрешать конфликты детей и разнимать дерущихся. Жалобы друг на друга — кто кого обидел, отнял игрушку, не принял в игру — являются обычным делом. В вальдорфском детском саду конфликты практически не возникают. А если и возникают, то проходят очень быстро и, как правило, без вмешательства воспитательницы. Дети легко и охотно извиняются, если обидели кого-то, сами предлагают помириться, сами находят способы преодолеть недоразумения. Конечно, и здесь встречаются драчуны и забияки, особенно среди тех, кто сравнительно недавно пришел в группу Но агрессивные действия такого ребенка не находят ответа и продолжения, они как бы вовсе игнорируются. Такая воспитательная стратегия оказывается более эффективной, чем осуждения, наказания, нотации и призывы. И что самое замечательное, используют ее не в последнюю очередь сами дети.

 

В общем и целом, вальдорфская педагогика говорит о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками, влиянием семьи и врожденными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребенка.

 

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их около шестисот. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Одновременно общеобразовательные школы в различных странах используют педагогические импульсы, которые дает им штайнеровская педагогика. В одних из них отдельные методические находки служат добавлением к общему учебному процессу. В других — учителя, основательно и серьезно ознакомившись с основными понятиями штайнеровской педагогики, касающимися учения о человеке, пытаются обновить учебный процесс в целом.

 

Например, в Финляндии работает почти двадцать штайнеровских школ, финансируемых государством. Педагогические разработки, сделанные в них, внедряются затем в общеобразовательные школы.

 

В современном мире штайнеровская педагогика продолжает оставаться реформаторской, хотя первая школа была основана в 1919 году в Штуттгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогику называют по имени ее основателя Рудольфа Штайнера, в других — вальдорфской, по месту нахождения первой школы.

 

Первая школа была основана в Германии, поэтому иногда можно услышать, что и штайнеровская педагогика является немецкой. На самом деле такие утверждения являются огромным заблуждением. Неоспоримо, что в Германии шла и идет огромная работа по развитию штайнеровской педагогики, но по своей внутренней сущности она, несомненно, интернациональна. Как сущность человека везде едина, независимо от страны проживания, цвета кожи или культурной среды, так и стремление к совершенному обучению и воспитанию, познанию законов человеческого развития и роста в своей основе едино и не зависит от существующих в мире границ. С другой стороны, следует понимать и то, что обучение должно основываться на культурной традиции конкретной страны.

 

Естественно, что к школьникам больших городов следует обращаться иначе, чем к детям, живущим, скажем, в маленьком селении среди лесов, в горах или в степи. Американское, российское или китайское общество требует различных форм обучения. Ребенок из христианской семьи впитывает моральные нормы сквозь призму иной культурной традиции, чем ребенок-мусульманин. Песни, которые поют матери детям и на основе которых маленький человек получает первое музыкальное образование, у разных народов различны.

 

Человеческое различие — это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю — огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

 

Поэтому перед современной педагогикой стоит серьезнейшая задача: как научить детей взаимодействовать с другими культурами и воспитать в них истинное чувство понимания и уважения к ним?

 

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

 

Форм совершенной педагогики существует так же мало, как совершенных людей. Но из всех известных течений только штайнеровская педагогика является самой интернациональной по своей внутренней сути. Она способна воспитать открытость к миру и уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Именно по этим глубинным сущностным причинам нельзя называть штайнеровскую педагогику немецкой или чьей бы то ни было педагогикой. И в то же время можно говорить о немецкой, английской, русской, казахской, украинской или южноафриканской штайнеровской педагогике. Ведь человечность не принадлежит какому-то одному народу, она едина для всех и лишь принимает различные национальные формы.

 

Основой штайнеровской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Поэтому такая педагогика не могла существовать в тоталитарных режимах. В Германии она была запрещена после прихода к власти национал-социалистов. После второй мировой войны штайнеровские школы опять стали создаваться, вначале в Центральной Европе, а затем по всему миру. Начиная с 1989 года о штайнеровских школах заговорили и в бывшем СССР.

 

В настоящий момент семинары по штайнеровской педагогике проходят в России, Казахстане, на Украине, в странах Прибалтики и в Грузии. Популярность штайнеровской педагогики за последнее время сильно возросла. Одной из ее причин являются хорошие результаты. Например, в Финляндии, где существует система государственных выпускных экзаменов, средний экзаменационный балл у выпускников штайнеровских школ выше, чем в среднем по стране. И такой результат достигается при том, что эти экзамены, дающие право на поступление в высшие учебные заведения, сдает больший процент учеников (причем специально не отбиравшихся в первый класс), чем в обычных школах.

 

Конечно, не стоит переоценивать значение таких статистических данных. Все мы знаем, что человек учится в течение всей жизни и усваивает информацию в гораздо больших объемах после окончания школы. Важно одно: сумеет ли он воспользоваться в жизни теми знаниями, которые получил в школе. А это зависит от того, насколько здоровым и способным его вырастила школа, насколько активно он относится к жизни, насколько живым и близким к действительности является его мышление.

 

В Финляндии было проведено два опроса, как выпускники школ устроились в жизни. Результаты первого опроса в Хельсинки в 1985 г. показали, что профессиональное распределение выпускников штайнеровских школ почти такое же, как и обычных. К тому же следует отметить, что среди выпускников штайнеровских школ не нашлось ни одного безработного. Подобный опрос был проведен в Тампере в 1990—1991 гг., когда средний уровень безработицы в Финляндии составлял 5%, а среди молодежи до 25 лет — почти 15%. Такой показатель безработицы в условиях рыночной экономики соответствовал мировому. Среди бывших выпускников штайнеровских школ, а они были моложе 25 лет, опять-таки не нашлось безработных. В Норвегии в 1996 г. результаты опроса показали, что среди норвежских выпускников штайнеровских школ уровень безработных на 50% ниже.

 

Результаты опросов очень важны для понимания преимуществ штайнеровской педагогики и помогают сделать определенные выводы. Получается, что выпускники штайнеровских школ приспособлены к жизни лучше своих сверстников и быстрее могут найти работу или учебу. Можно предположить, что педагоги помогли развиться человеческим способностям учащихся в правильном направлении.

 

Штайнеровская педагогика, политика и религия

Идея, выражающаяся в попытках воспитания детей для целей какой бы то ни было идеологии или господствующей в данный момент мировоззренческой системы, сама по себе, с точки зрения развития человека, абсурдна.

 

Такая же безусловная свобода определяет отношение школы к религиозным убеждениям родителей и учеников. Образованный человек знает, какая несправедливость происходит в мире из-за слепого догматизма того или иного религиозного направления, приводящего к страданиям людей. Было бы бессмысленно вырастить из детей фанатических последователей одной из конфессий, которые бы не умели принимать своих ближних, исходя из их чистой человечности.

 

Искаженное понимание штайнеровской педагогики по данному вопросу часто является следствием невежества или совершается преднамеренно. В последнем случае это происходит тогда, когда кто-либо, догматически отстаивая свои собственные убеждения, видит опасность в том, что в людях воспитывают их индивидуальное свободное мышление.

 

Тот факт, что картина человека в штайнеровской педагогике содержит в себе представление о духовном человеческом “Я”, является в действительности стремлением реализовать свою свободу и индивидуальность. Материалистическая картина человека, созданная генотипом и средовой обусловленностью, в действительности не может содержать в себе понятие свободы личности. Эту исходную точку зрения необходимо понимать, чтобы верно представлять штайнеровскую педагогику.

 

Об учениках штайнеровской школы

Иногда можно услышать, что штайнеровские школы подходят только для определенного типа учеников. Это не соответствует действительности. Штайнеровская школа создана для самых различных групп детей, так же как и традиционная. Ее методика позволяет обучать и воспитывать более широкие группы детей без предварительного отбора в классы. Мы акцентируем внимание на одаренности отдельных детей при обучении, а также работаем с детьми, которых в обычной школе распределили и>1 в коррекционный класс.


Для чего нужны штайнеровские школы?

Педагогическая задача штайнеровских школ, прежде всего, в развитии способностей ребенка и молодого человека. Обучение полностью подчинено воспитательным целям. Уровень знаний у учеников штайнеровских школ не ниже, чем в обычных школах, и эти знания усвоены прочнее. Наиболее распространенным взглядом на современную школу является то, что в ней детей обучают знаниям, и чем раньше и в большем объеме, тем лучше. Предполагается, что эти знания, так же как заложенная в компьютер информация, принесут в будущем пользу.

Обучение в штайнеровской школе строится следующим образом: оценивается как содержание, так и способ подачи учебного материала в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка. Способности ребенка должны развиваться самым оптимальным способом. В этом и состоит важнейший вклад штайнеровской педагогики в общее дело воспитания и обучения детей. Штайнеровская педагогика пытается привнести в традиционную педагогическую культуру новые плодотворные импульсы.
На чем основывается штайнеровская педагогика?

Научной основой штайнеровской педагогики является антропософская духовная наука. Представления о человеке в штайнеровской педагогике основываются именно на этом научном направлении, в котором человек рассматривается не только как продукт воздействия наследственности и окружения, но и как носитель своего духовного “Я”.

Антропософскую духовную науку понимают по-разному, и часто, к сожалению, неверно. Поскольку в ней при рассмотрении человека во внимание принимается его духовность, то подчас думают, что речь идет о религии. Но религия в силу своего внутреннего качества — это то, во что люди верят. Научное исследование опирается не на веру, а на силы самостоятельного мышления. В этом смысле и следует рассматривать антропософскую духовную науку как возможность создавать научные умозаключения по тем явлениям, которым методика науки, построенной на позитивизме, не находит объяснени

Предыдущая статьяВажность пятиминутки
Следующая статьяТретья кутья — Голодная

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Рецепты на Ореховый Спас: миндальные макаруны и фисташковые бискотти

Эти макаруны и бискотти - непревзойденные рецепты на Ореховый (Хлебный) Спас.

Штрудель

Этот удивительный десерт может с легкостью превратиться в сытное второе блюдо, если начинку из яблок или груш заменить, например, капустой или мясом.

Домашние рецепты: сливовый пирог

Сливы - прекрасная начинка для вкуснейшего домашнего пирога!

Ваш ребенок – левша?

Сегодня ребенок-левша уже имеет право оставаться леворуким. А вот мы, родители, не имеем права упустить в воспитании и развитии учёт его особенностей как левши.

Овощная нотка – свекла и морковка

Свекла и морковь - одни из самых распространенных и полезных овощей. Но в их хранении и употреблении есть свои нюансы. Рецепты с морковью и свеклой должны быть в кулинарной книге любой хозяйки.

Домашний фотоэпилятор: плюсы и минусы

Приступая к любой косметологической процедуре, мы в первую очередь хотим знать, представляет ли она опасность для здоровья и насколько качественным будет конечный результат. Эти...

Женский жакет в клетку: с чем сочетать

В шкафу женщины обязательно должна присутствовать такая универсальная и практичная вещь как жакет. Официально его история началась в XVI веке, хотя при раскопках археологи...

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Документальный сериал Кортни Кокс

Знаменитая актриса, Кортни Кокс, которая обрела свою популярность за роль Моники в легендарном сериале «Друзья», решила заняться продюсированием документального сериала о беременности и роли родителя под названием «9 месяцев». Продюсеры хотели показать правдивые истории разных людей, которые по тем или иным причинам испытывают трудности в зачатии или вынашивании плода.

Кира Найтли о материнстве и правдивом образе матери

Знаменитая актриса, которая уже не раз пыталась снять с образа материнства розовый шлейф, продолжает выступать за право уважения каждой матери. Кира Найтли убеждена, что наша нация приуменьшает заслуги тех женщин, которые обрели статус мамы.

Правдивый ролик семейного празднования Рождества с Мэттом Деймоном

Saturday Night Live шоу для которого была снята рождественская короткометражка с участием Метта Деймона и Сесили Стронг. Дует играет молодых родителей с тремя детьми, которые подбивают итог тяжёлого рождественского дня.

Грудное вскармливание Рейчел Макадамс

Знаменитая голливудская актриса, Рейчел Макадамс, которая весной родила первенца, опубликовала снимок где она запечатлена с молокоотсосами на груди.

Похожие статьи