fbpx
Главная Дети и все о детях Воспитание и развитие Вальдорфская педагогика: одна из самых спорных методик

Вальдорфская педагогика: одна из самых спорных методик

Выбор редакции

Почему даже самый простой набор игрушек важен для развития ребенка?

Как всем давно известно, важной частью развития ребенка является обучение через игру. Добавление некоторых обучающих игрушек в их ящик может помочь вашим детям получить...

Как выбирать парфюмерию: рекомендации от Optparfum

Парфюмерия играет решающую роль в формировании эффектного образа, поэтому неудачно выбранный аромат может испортить все старания, связанные с подбором гардероба, прически и аксессуаров. Очень...

ТОП 5 лучших брендов детских роликов в 2023 году

Ролики являются одним из самых любимых развлечений детей. Покатушки доставляют огромное удовольствие и обеспечивают необходимую физическую нагрузку. При этом это прекрасный способ отвлечь свое...

Как выбрать компанию по организации мероприятий

Выбор компании по организации мероприятий для выполнения работы для вас — это то, к чему нужно отнестись серьезно и тщательно обдумать. Имея это в...

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики — вальдорфская.

 

О методике


 

Данная методика направлена в первую очередь на развитие личности ребенка. Основной приоритет — жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки.

 

Вальдорфская педагогика высказывается против раннего обучения ребенка. Поскольку все это отнимает у ребенка детство и притупляет его интуицию и воображение. Вместо этого данная система приобщает ребенка к народной культуре, творчеству, духовном развитию и воспитанию.

 

У Рудольфа Штейнера был особый взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство — уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.


 

Вальдорфская методика образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т. е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе. 


 

Цель данной системы — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, а воспитание.

 

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок — это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических. 



 

Основные принципы организации детских садов и школ:

 

·      Дети-дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3-х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп — до 20 человек.

 

·      Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т. д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески — нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах — льняные скатерти и т. д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

 

·      Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т. п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т. п.

 

·      Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосфере в группе, сплоченности детского коллектива и доверительным отношениям с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования — ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

 

·      Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно-подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

 

·      Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка — является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно-ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т. д. Т. е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

 

·      Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

 

·      Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т. д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий — в понедельник дети рисуют, во вторник — лепят из воска, в среду — занимаются прядением, в четверг — пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий — весной дети делают грядки на садовом участке, летом — плетут венки из цветов, зимой — лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

 

·      Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

 

·      Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны — тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

 

·      Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется — помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т. д. 


·      Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

 

·      если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

·      если его действия могут повредить другим.

·      если могут пострадать какие-либо вещи.

 

При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

 

Как же проходит день в вальдорфском саду?

 

Педагог каждое утро встречает ребенка, здороваясь с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

 

День начинается общим приветствием — «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. С детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
Затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки–матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.

 

Педагоги наблюдают за детьми издалека. В это время они, сидя за большим столом, занимаются своими домашними делами: шьют кукол, вяжут крючком, плетут корзины. Если ребенку интересно то, чем занимаются педагоги, он может присоединиться к ним.

 

После свободной игры — уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

 

Затем «вдох» — интенсивная музыкально-ритмическая игра. После нее — снова расслабление — прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. А можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» — заняться огородничеством.


 

После возвращения с улицы — у детей есть время снова на «вдох» — воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев Гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т. п. Причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. Можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «Жил был зайчонок (которого слепила Катя). Он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т. д. — разыгрывается целое театральное представление.

 

Потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. Еда подается в красивых глиняных мисочках. После обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». Это может быть пение или игра воспитателя на блок-флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т. п.
За «вдохом» следует «выдох» — подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»).

 

Праздники в вальдорфском саду

 

Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. Поэтому и делают они все вместе — украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

 

В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники.

 

Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами.

 

А в ноябре — праздник Фонариков — дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы.

 

На Рождество — спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая музыка. После Нового года — Колядки, Масленица — с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и, конечно, сжиганием чучела. На Ивана Купалу — гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

 

Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка — его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения. 


 

Отрицательные моменты

 

·      Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам — следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т. д.

 

·      Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ — гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам — ему это вряд ли подойдет. Закончив школу, выпускники-«вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т. п.

 

·      Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

 

·      Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком — мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» именно в чувственно-духовную сферу.

 

·      Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде — играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей, не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью — не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

 

·      Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе неуправляемым.

 

Хотя, как правило, дети, посещающие вальдорфский садик — ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики — отсутствие любого принуждения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Рецепты

Пряничный домик

Если в доме есть малыши, то, безусловно, пряничный домик станет настоящим украшением праздничного стола, и море детского восторга вам будет обеспечено. А если детка уже достаточно большая, чтобы помогать, то и сам процесс готовки доставит вам и ребенку много радости.

Торт «Ангелинка»

Предлагаем Вам рецепт простого, но очень вкусного тортика «Ангелинка», начинку к которому, так же как и украшение, легко придумать самому.

Как правильно приготовить перловку

Всем известная перловая каша, принадлежит к тому виду круп, которые любят далеко не все. Мало кто знает, что это любимая каша Петра I, а мы ее встречаем в супах среди картошки, лука и моркови.

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Алена Шоптенко станцевала «первую колыбельную»

Известный звездный хореограф и победительница танцевального шоу «Танцы со звездами» Алена Шоптенко выложила в Инстаграм свое видео медленного танца под колыбельную, что тронуло всех подписчиков.

Певица Джамала стала мамой

Украинская певица и победительница Евровидения-2016 Сусана Алимовна Джамаладинова, известная под сценическим именем Джамала (Jamala) стала мамой в первый раз

Кейт Хадсон официально объявила про третью беременность

Невероятную новость о беременности голливудская актриса Кейт Хадсон сообщила в своем Инстаграм. Актриса выставила забавное семейное видео, где и рассказала, что ждет третьего малыша.

Анна Хилькевич скоро снова станет мамой

Недавно на странице своего аккаунта в Инстраграм, звезда сериала «Универ. Новая общага» Анна Хилькевич сообщила своим поклонникам радостную новость – скоро она станет мамой во второй раз. Д

Похожие статьи