fbpx

Веселая анатомия

Выбор редакции

Первый экзамен малыша: все о шкале Апгар

В выписке из роддома и в детской амбулаторной карте родители могут увидеть данные своего малыша по шкале Апгар. Это обязательно две цифры, которые указывают...

Докорм смесью в роддоме: быть или не быть

Если не брать во внимание особые случаи патологии новорожденных, то для всех нормотипичных детей докорм смесью, назначаемый неонатологами в палатах родильного дома, абсолютно нецелесообразен.Сразу...

Маленький гурман: как сбалансировать рацион привереды и сохранить свои нервы

Проблема избирательности в еде может проявиться у ребенка любого возраста. Очень часто случается, что еще совсем недавно двухлетка с удовольствием поглощал нежнейшее рагу из...

Назад к основам: единственные предметы первой необходимости для новорождённого, которые вам действительно нужны как молодой маме

Поскольку на рынке так много товаров для будущих мам, покупка для новорожденного может быть сложной задачей; не в последнюю очередь дорогой. Полезно знать, на...

Ваш ребенок уже давно усвоил, где у него ушки и глазки, знает, что у него есть ноги, руки, голова, живот… Теперь пора двигаться дальше и познакомить его с азами анатомии

Зачем это нужно? Прежде всего, для общего развития. Как говорится в пословице: «Знания за плечами не носить», так почему бы не рассказать крохе, как устроен его собственный организм?! Особенно, если выстроить познавательные занятия в форме игры, а саму информацию о строении человеческого тела подавать в форме занимательных рассказов…

Своя методика
Прежде чем начать занятия, желательно маме определиться с их «тематическим планом», т. е. продумать, о чем вы будете говорить, в какой последовательности и как подать материал. Когда я готовилась к урокам анатомии со своим 5-летним сыном, то написала себе примерный план. Я не ставила себе задачи досконально изучить с ребенком все происходящие в нашем организме процессы, мне хотелось, чтобы сын просто знал азы: основные органы тела, о том, как он, например, дышит, что такое кровь, как происходит переваривание пищи и т.д. В составлении плана мне очень помог собственный старый школьный учебник по анатомии, на основе которого я сделала себе «шпаргалку». Совместный поход в книжный магазин завершился покупкой прекрасно иллюстрированного атласа по анатомии человека, а по дороге домой мы купили еще и фломастеры на водной основе, которые легко смываются с кожи — они понадобятся для познавательного “боди-арта”. Мы рисовали на теле сына сердце, печень, желудок, это не только веселое занятие, но и облегчает процесс запоминания.

Главный рулевой
Занятия начались с небольшого вступления следующего содержания. Человеческий организм — это как большая планета. Для того чтобы планета существовала, жила и процветала, ей нужны земля, горы, реки, моря, океаны, атмосфера. Так и человек: чтобы смеяться, бегать, прыгать, читать и считать, нам необходимо дышать, есть, спать, потому что все, что ни происходит с телом, происходит благодаря внутренним органам и различным системам организма. Внутри нас не пустота, а густонаселенная планета. Где отдельные государства (системы жизнедеятельности) помогают друг другу и живут в любви и согласии. Стоит им поссориться, и на планете начнется хаос — а человек начинает болеть. Поэтому нужно следить за тем, чтобы в организме-планете был и мир и спокойствие. Следит за всеми “странами” — главный рулевой — головной мозг. Он, как главный компьютер, занимается всеми вопросами: стоит закончиться продовольствию, как он подает сигнал: “Я хочу есть!”.
Человеческий мозг состоит из серого вещества. И весь покрыт извилинами. (Покажите ребенку рисунок головного мозга из атласа.) У главного рулевого есть свои работники — те, кто доставляет в основной компьютер информацию — нейроны. Можно сказать, что нейроны — это своеобразные сыщики и информаторы мозга. Они имеются в любой точке “планеты”, и выполняют несколько функций, но основные это — передавать информацию в мозг (что где происходит, какая “страна” в чем нуждается), и обратно к внутренним органам (приказы и поручения от главного рулевого, например, приказывают мышцам сокращаться, давая человеку возможность двигаться: ходить, бегать, прыгать). Нейроны наделены специальными хвостиками, при помощи которых они соприкасатся друг с другом, и так происходит передача информации от одного к другому — они как будто держатся за руку, образуя неразрывную сеть по всему телу. Только представь, с какой бешенной скоростью это происходит: максимум несколько секунд, а то и меньше — и страны уже получают ответ. В качестве примера можно рассказать, что происходит, если он, ребенок, дотронется до горячего. Ай, горячо и сразу убрал руку. Он и охнуть не успел, а уже отстранился от горячего предмета. Наверняка малыш вспомнит что-то из своих личных переживаний по этому поводу. А теперь расскажите ему, что на самом деле происходит. Человек прикоснулся к горячему, нервные окончания, находящиеся в точке соприкосновения, моментально отреагировали, они, как на пожаре, закричали: “SOS, спасайте, горячо”. По маленьким сыщикам-нейронам этот крик в доли секунды долетел в главный компьютер, в мозг, и моментально оттуда поступает приказ: “Немедленно убрать руку!”. По тем же нейронам приказ возвращается в руку, в мышцах происходит движение и вот уже рука убрана.
Нейроны-сыщики расположились по телу человека неравномерно, где-то их больше (тут они образовывают свои штабы-нервные узлы), где-то меньше. Возглавляет всю шпионскую организацию нервов — головной мозг. Есть у него и заместитель — спинной мозг, который находится внутри позвоночника. Что такое позвоночник? Об этом в следующей главе.

Больше движения
Предложите ребенку встать и пощупать свои руки, ноги, дотронуться до головы. Пусть почувствует, что под мягкими тканями есть твердая кость. Почувствовал? Это и есть начало разговора о скелете человека. Достаньте атлас и рассмотрите скелет. Прежде всего ребенку нужно объяснить, зачем человеку кости. Кости держат весь органим, они, как стены у дома, поддерживают форму и позволяют человеку иметь тот вид, который он имеет. Только представь, малыш, что бы было, если б их не существовало. Тогда, наверное, люди были бы похожи на смешные бесформенные мешки (их даже можно нарисовать — люди-мешки с глазами и ртом). Именно потому что кости держат тело, они такие твердые. Помимо “держательной” роли, кости скелета человека защищают внутренние органы от повреждений. Например, череп, как щит, бережет от травм главного рулевого — мозг, позвоночник защищает спинной мозг, а грудная клетка — сердце, легкие и другие внутренние органы. Естественно, что без наглядных пособий и здесь не обойтись. Вам понадобится, во-первых, атлас (там обязательно будет иллюстрация), а во-вторых, сейчас в продаже есть специальные игры-конструкторы, которые так и называются “Скелет человека”. Такой конструктор (необходимо собрать отдельные кости в человеческий скелет) поможет ребенку не только запомнить, как устроен человек, но и развивает мелкую моторику рук.
А в довершении занятия можно приступить к сеансу “боди-арта” — пусть ребенок нарисует на себе ребра, кости рук и ног.
Скелет человека является составляющей опорно-двигательной системы, благодаря которой мы можем двигаться. И помимо костей, в нее входят мышцы. Мышцы — своеобразная одежда для костей, в их обязанности входит осуществлять движения. Они умеют сокращаться и расслабляться. Сокращаясь, мышцы как бы сжимаются, становятся короче и таким образом “подтягивают”, к примеру, руку подниматься или опускаться. Мыщц в человеческом организме великое множество. Поэтому мы, люди, столько всего умеем: сгибать-разгибать пальцы, чесать себя за ухо, писать, рисовать, прыгать… Опять загляните в атлас, и посмотрите на иллюстрацию “человека без кожи”.

Зона продовольствия
Для того чтобы все органы нашей “планеты” нормально функционировали, человеку нужно питаться. Система, которая помогает нам усваивать пищу, называется пищеварительной. Органы пищеварения — это как Африка или Ближний Восток — места на планете, насыщенные природными ресурсами, отсюда добываются все полезные для человека вещества: белки, жиры, углеводы. Из того, что человек ест, он и состоит. Можно использовать это занятие и для разговора о внусной и здоровой пище.
Итак, пищеварение. Как только страны на нашей человеческой планете начинают испытывать дефицит сырья (для того, чтобы работать, всем органам нужна энергия), сыщики доставляют в главный компьютер-мозг информацию: “Нужна энергия!”, и мы начинаем испытывать голод.
Вход в пищеварительную систему — это наш рот с зубами. Вообще человеческий рот — это как таможня. Сюда попадает пища, здесь она подвергается тщательному досмотру (пережевывается, измельчается) — это механическая фаза обработки пищи. И только потом она отправляется дальше. Пищеварительная система человека начинается ртом и заканчивается анусом, и вместе с другими органами составляет 12 метров. Изщ рта пища спускается по пищеводу в желудок и тут подвергается дальнейшему перевариванию — химическая фаза обработки пищи, где при помощи специальных помощников (ферменты желудочного сока) пища делится на отдельные составляющие: белки, жиры, углеводы. Дальше эти питательные вещества продвигаются в тонкую кишку (она занимает 4-7 метров), откуда всасываются в кровь и разносятся по всему организму. А все лишнее, ненужное, продвигается дальше — в толскую кишку, где из остатков пищи высасывается вода, а остальное превращается в кал.
У пищеварительной системы есть еще органы: печень, поджелудочная железа, желчный пузырь.

Железная дорога
Итак, мы пришли к тому, что есть питательные вещества, и необходимо их разводить по “разным странам”, доставляя сырье к различным органам человеческого организма. Помимо того, что питательные вещества нужно поставлять в “страны”, из “стран” следует вывозить продукты распада. Для этого и работает по всему организму железная дорога, состоящая из кровеносных сосудов. Кровь беспрерывно двигается по кровеносным сосудам, обеспечивая этот процесс. Кровеносная система состоит из сердца — главного офиса всей транспортной отрасли организма, сердце сокращается, обеспечивая движение всей железной дороги; артерий (сосудов, которые несут по организму кислород и питательные вещества); вен (сосудов, в обязанности которых входит забирать из разных органов тела продукты распада, вредные вещества, яды и токсины). Кроме того, есть у нашей железной дороги и свое депо — селезенка, где происходит “производство” и ремонт вагончиков — крови. Кровеносные сосуды есть в любой точке человеческой планеты, они оплетают внутренние органы и различные части тела. Вот поэтому, стоит поранить любую часть тела и на поверхности кожи сразу проступают капельки крови.
Откройте атлас по анатомии человека и рассмотрите с ребенком, где в организме проходят крупные сосуды — аорты, где находится сердце и селезенка. Нарисуйте на теле с левой стороны груди симпатичное сердечко. Послушайте, как бьется сердце друг у друга. Нащупайте пульс и сосчитатйте количество ударов в минуту.

Атомная станция
Помимо питательных вещевств (строительных материалов для организма), всем живым существам нужен кислород. Если представить, что человек — это большой электроприбор, как телевизор или приемник, то внутренние органы — это его детали, питательные вещества — материал, из которых детали сделаны, а кислород — это электроэнергия, при помощи которой прибор работает. Роль атомной станции, поставляющей организму энергию, выполняет дыхательная система организма. Вход в систему осуществляет нос. Пусть малыш сделает глубокий вдох и почувствует, как воздух проникает ему в носик. Расскажите крохе, что нос состоит из двух ноздрей, разделенных между собой перегородкой. Внутри него есть специальные ворсинки и волосики (обязательно их продемонстрируйте) — это пограничники дыхательной системы, они удерживают и не дают пройти дальше пылинкам, ворсинкам и другим мелким частицам грязи. В носу воздух согревается и очищается. Дальше он попадает в носоглотку, спускается ниже, еще ниже и оказывается сначала в бронхах, а затем в главном органе дыхательной системы — в легких. В легких есть множество маленьких сотрудниках — альвеол. Подходяшщие к легким кровеносные сосуды забирают отсюда кислород и возвращают углекислый газ. И сделав выдох, человек избавляется от ненужного ему углекислого газа.
Вновь попросите малыша сделать глубокий вдох и обратить внимание, как поднимается при вдохе и опускается при выдохе грудная клетка. Это расширяются, впуская воздух, и сужаются, выпуская обратно, легкие.
Вот такая получилась история про основные системы жизнедеятельности человеческого организма. Надеюсь, она пригодится и вам.
Елена Маслова, мама и педагог

Автор — Котова
по материалам журнала «Мой ребенок»

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Лучшие напитки из арбуза. Необычные рецепты

Вы уже пробовали арбузный мохито или Кровавую Мэри из арбуза? Тогда эти рецепты - для Вас!

7 особенных рецептов маминых котлет со всего света

Собрали для вас рецепты котлет «пальчики оближешь», которые можно легко и быстро повторить дома. При этом ужин приобретет национальный колорит и разнообразит меню каждой хозяйки. Выбирайте понравившееся блюдо и покоряйте домашних! Дух захватывает, как вкусно!

Топ-3 рецепта хрустящей гранолы для всей семьи

Диетологи утверждают, что завтрак – самый важный прием пищи за день. Именно он насыщает организм всеми необходимыми витаминами, минералами и заряжает энергией на весь день.

Первый экзамен малыша: все о шкале Апгар

В выписке из роддома и в детской амбулаторной карте родители могут увидеть данные своего малыша по шкале Апгар. Это обязательно две цифры, которые указывают...

Докорм смесью в роддоме: быть или не быть

Если не брать во внимание особые случаи патологии новорожденных, то для всех нормотипичных детей докорм смесью, назначаемый неонатологами в палатах родильного дома, абсолютно нецелесообразен.Сразу...

Маленький гурман: как сбалансировать рацион привереды и сохранить свои нервы

Проблема избирательности в еде может проявиться у ребенка любого возраста. Очень часто случается, что еще совсем недавно двухлетка с удовольствием поглощал нежнейшее рагу из...

Назад к основам: единственные предметы первой необходимости для новорождённого, которые вам действительно нужны как молодой маме

Поскольку на рынке так много товаров для будущих мам, покупка для новорожденного может быть сложной задачей; не в последнюю очередь дорогой. Полезно знать, на...

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Документальный сериал Кортни Кокс

Знаменитая актриса, Кортни Кокс, которая обрела свою популярность за роль Моники в легендарном сериале «Друзья», решила заняться продюсированием документального сериала о беременности и роли родителя под названием «9 месяцев». Продюсеры хотели показать правдивые истории разных людей, которые по тем или иным причинам испытывают трудности в зачатии или вынашивании плода.

Кира Найтли о материнстве и правдивом образе матери

Знаменитая актриса, которая уже не раз пыталась снять с образа материнства розовый шлейф, продолжает выступать за право уважения каждой матери. Кира Найтли убеждена, что наша нация приуменьшает заслуги тех женщин, которые обрели статус мамы.

Правдивый ролик семейного празднования Рождества с Мэттом Деймоном

Saturday Night Live шоу для которого была снята рождественская короткометражка с участием Метта Деймона и Сесили Стронг. Дует играет молодых родителей с тремя детьми, которые подбивают итог тяжёлого рождественского дня.

Грудное вскармливание Рейчел Макадамс

Знаменитая голливудская актриса, Рейчел Макадамс, которая весной родила первенца, опубликовала снимок где она запечатлена с молокоотсосами на груди.

Похожие статьи