Для того, чтобы научится мыслить, делать выводы, фантазировать, нужно обладать определенными знаниями. Поэтому весь первый год своей жизни ребенок только и занимается тем, что накапливает информацию об окружающем мире и его устройстве. Он с удовольствием экспериментирует и изучает возможности и особенности своего тела, различных предметов и игрушек.
До 6-ти месяцев младенец воспринимает только те предметы, которые он видит перед собой, и как только они исчезают из поля его зрения, то сразу перестают для него существовать. Вот почему примерно с 3-х месяцев малышей так веселит и удивляет игра «Ку-ку», когда предмет или мамино лицо то появляется перед ним, то исчезает.
После 6-ти месяцев кроха уже понимает, что предметы могут существовать, даже если в данный момент он их не видит. В это же время у него просыпается огромный исследовательский интерес. В 7-8 месяцев мамы начинают хвататься за голову – ребенок выбрасывает и ломает игрушки, рвет все, что попадется под руку – будь то случайно оброненная салфетка или неосторожно оставленные папой страшно важные документы. И ругать малыша, как и рвать на себе волосы – абсолютно бесполезно. Но можно просто направить его неуемную жажду к знанию в «мирное» русло.
Выдайте младенцу перышко, мячик, небьющуюся игрушку – главное, чтобы предметы были разные по размеру и весу. Позвольте крохе их бросить и понаблюдайте вместе с ним, как быстро и с каким звуком они приземлятся на пол, объясните ребенку: «Перышко легкое, поэтому оно летит медленно и приземлилось беззвучно, кубик тяжелый, поэтому упал быстро, а мячик резиновый, поэтому сразу же отскочил от пола». А если малыш любит играть в воде, дайте ему игрушки, которые тонут и плавают, в которые можно набрать воду или брызгаться и т.д. Играя в такие игры, при этом как можно подробней объясняя и показывая крохе, вы помогаете ему накопить много новой информации, которая поможет ему в дальнейшем делать самостоятельные, логические выводы.
Хотя многие производители игрушек уверяют, что в сортер может играть уже 6-месячный карапуз, это не совсем так. Игрушка наверняка вызовет у него живой интерес, и он обязательно попытается просунуть кубик в отверстие, но скорее всего, будет пытаться протолкнуть его во все места, которые видит, и расстраиваться от
Годовалому ребенку можно предложить собрать легкий пазл, состоящий из 2-3 элементов, позже можно будет подобрать более сложный. К этой же серии относятся игрушки, где нужно подобрать голову, туловище и ножки, чтобы собрать кукла или животное.
Наборы для творчества – пальчиковые и акварельные краски, карандаши, тесто, пластилин – чудесные инструменты для развития мелкой моторики, что, безусловно, очень важно. Но инструментами для творчества они смогут стать только тогда, когда кроха научится фантазировать.
В год-полтора малыш начинает фантазировать, он уже способен вообразить нечто, а значит, приходит время кубиков и конструкторов, из которых он может сделать что-нибудь простое – башенку, стенку. Не ждите от ребенка, что он тут же начнет строить замки, скорее всего, сначала он вообще будет только разрушать то, что построили родители или старшие братья-сестры. Чтобы уметь что-то построить, нужно сначала суметь это представить. По-настоящему заинтересоваться конструкторами кроха сможет только в 2-3 года.