В словарях В.И Даля и С.И. Ожегова понятие игра — это занятие ради забавы, развлечения, отдыха от более серьезных дел. Игра, по мнению некоторых теоретиков не направлена на получение результата и поэтому является непродуктивным занятием.
Современные педагоги и детские психологи отводят ей исключительно важную роль, рассматривая как один из методов формирования и воспитания личности человека. Почему с младенческих лет надо поощрять детские игры?
Это занятие дает ребенку возможность познавать окружающий мир, расширяет его кругозор, понятийный и словарный запас, позволяет моделировать и решать разные жизненные ситуации. Силой воображения и фантазии в игре он живет в реальном мире. Учится оценивать свои и чужие поступки, осваивает межличностные отношения, постигает навыки общения, умения выслушать другого и высказать свое мнение.
Для всестороннего развития ребенка, родители должны сделать правильный подбор развлечений. Игрушка бывает инициатором игры, а игра иногда требует приобретения или изготовления новой игрушки.
Совет родителям: для детей любого возраста не покупайте в изобилии мягкие игрушки. Радости от них на пару дней, а функциональность их невысокая. Для самых маленьких детей (до 1 года) подбирают так называемые моторные игрушки, для формирования основных двигательных функций рук и пальцев. Главное, чтобы они были разные по цвету, форме, весу, звуку.
Ребенок постарше предпочитает сюжетные игрушки и любят вовлекать в забаву взрослых. Поддержите его в этом желании. Играя вместе в «дочки-матери», «магазин», «детский сад», «больницу», «зоопарк» можно различными подсказками, советами раскрывать творческий потенциал ребенка, побуждать его находить правильное решение проблемной ситуации. Научите его совмещать несколько сюжетных линий, например «дочки-матери» — «магазин»- «детский сад» Сюжетно-ролевые игры самые развивающие из всех. Постепенное усложнение сюжета, привлечение в действие новых персонажей, объектов, предметов дает новый импульс в умственном развитии ребенка. Если родители научат играть детей в сюжетно-ролевые игры, то в дальнейшем они с удовольствием развлекаются с их помощью сами.
Для более взрослых детей, когда плюшевые мишки уже не вызывают никакого интереса, очень полезны забавы с разными сборно-разборными техническими и дидактическими игрушками и строительными конструкторами. Эти игры носят созидательный характер, у ребенка формируется цель, которую он стремится достичь. Играя, он постигает элементарные навыки трудовой деятельности — постановка задачи, планирование, подбор конструктивных элементов.Одновременно вырабатываются такие черты характера как терпение, внимательность, аккуратность, целенаправленность.
Обучающие игры с цифрами, буквами, слогами можно использовать в разном возрасте. Все зависит от индивидуальной готовности ребенка к восприятию таких забав. Но в любом случае освоить азы чтения и счета гораздо проще в игровой форме.
Таким образом, сделав правильный подбор игрушек, можно продвигать развитие ребенка в желаемом направлении.