7 июля православный мир празднует День рождении Иоанна Крестителя. Древний народный праздник Купала в результате «христианского наслоения» стал называться праздником Ивана Купала, а в отдельных местностях бытовали местные названия, например, Иванец.
Народная память сохранила купальские обряды и песни, которые, также как и гаивки и колядки, являются первобытными стихами и ритуалами в честь жизнедателя — Солнца. Конечно, многое было утеряно за последнее столетие, когда шла откровенная борьба с национальными традициями и народными обрядами.
Наши предки праздновали Ивана Купала 20-22 июня во время летнего солнцестояния. Этот праздник приходится на день летнего солнцеворота, поэтому символизирует рождение летнего солнца — Купала, и тем самым завершает господство весеннего солнца — Ярила. В это время небесное светило находится в куполе — самой небесной точки, поэтому дни тогда длинные, а ночи — самые короткие. Растительный и животный мир получает больше тепла и света, дозревают зерна и плоды. Купала называют Богом плодородия и изображают с соответствующими признаками, символизирующими мужское начало и оплодотворяющую силу.
Главные персонажи праздника — Купала и Марена, олицетворяющие мужское (солнечное) и женское (водное) божества. Эти два действующих лица избираются соответственно ребятами и девушками или изготовляются как чучела. Сочетание мужской и женской стихий порождает жизнь, на празднике его символизирует ветка вербы — Купайлица.
Праздник начинается вечером, накануне Купала. Основным стержнем, вокруг которого происходят действия, является купальский огонь, символизирующий солнце-зародыш в материнской утробе. Он должен гореть всю ночь — от заката Солнца-Ярилы в лоно Матери-Земли (смерти) к востоку (рождения) Купала. Перед зажиганием костра четыре человека с факелами становятся квадратом вокруг хвороста, обозначающего четыре солнца (четыре времени года). Затем все сходятся к хворосту и зажигают костер, символизирующий «солнечное сплетение».
Вечером девушки гадают на суженого — бросают в воду свои венки, а юноши должны их получить. Венок — это символ счастья и бракосочетания. Чей венок парень достанет, того девушка должна поцеловать и должна быть с ним в паре на этот праздник (как правило, выбор заранее согласовывают).
Ребята спускают с горы огненное колесо-солнце (символ летнего солнцеворота) или же раскручивают его на столбе под общее оживление и радость.
Когда забавы стихают, люди от очага зажигают свечи на заготовленных заранее корзинах-венчиках и идут к реке, чтобы пустить их по воде и почтить предков. После этого все садятся за праздничный ужин, отдавая дань предкам и молясь за рождение летнего солнца Купалы.
Существует традиция в Купальскую ночь искать цвет папоротника. В лес искать цветок папоротника идут, как правило, парами. Кто-то пытается найти с его помощью сокровища, а кто-то находит свое счастье — любовь.
По легенде, в это время растения набирались волшебных, лечебных и целебных свойств. Лишь в Купальскую ночь на папоротнике расцветал волшебная огненный цветок счастья — кочедыжник. Кто его сорвет, тот все на свете будет знать, получит без проблем все сокровища. Тот счастливец очарует лучшую девушку, будет иметь высокий урожай и не будет бояться злых сил.
Но за Цветком счастья охотятся не только люди, а еще злые силы, с которыми трудно бороться тому человеку, который ее найдет. Цветок счастья расцветает раз в год — именно на Купала — или раз в 3-5 лет. А когда расцветает, слышится как выстрел, как гром. Лес зашумит, загудит … И высокая стрелка моментально вырастет. На ней появится красный, невиданной красоты огненный цветок, расцветет, а запах пойдет по всему лесу. И вокруг него появятся добрые духи-души предков, которые также радуются.
Купальская ночь духовно объединяет человека с природой, возвеличивает быт, освящает чувства молодых сердец.
Но… стоит помнить, что все эти обряды – отголоски язычества. В наше время большинство людей воспринимает их, как развлечения. Если же следовать христианской основе этого праздника, то каждый верующий долен утром 7 июля посетить литургию в храме и вспомнить о деяниях Иоанна Крестителя.