Для большого количества детей с приходом осени наступает новый жизненный этап. Они поступают в детские садики и школы. Для всей семьи это новый и очень важный период, который потребует от всех терпения, мудрости, внимания и включённости.
Для малыша на первый план выходит необходимость привыкнуть к новым обстоятельствам, к новым людям и требованиям. Происходит то, что мы называем адаптацией.
Это естественный процесс для многих живых существ. Он заложен в нас природой и стремлением выжить в любых ситуациях и обстоятельствах. Однозначно это сопряжено со стрессом, но он неизбежный и даже в какой-то мере необходимый, потому что помогает быть в тонусе, активизироваться и выходить на новый уровень развития. Дети не исключение, но для того, чтобы процесс прошёл более мягко и гладко – их желательно подготовить к этому и поддерживать на всём этапе.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку быстрее адаптироваться к детскому саду или к школе:
- Прежде всего сыну или дочери желательно рассказать о том, что еих ожидает в новом месте, что будет происходить и что они будут делать. Зачастую больше всего человека тревожит неизвестность (как взрослых так и детей), когда он сталкивается с чем-то незнакомым для себя. Поэтому объясняя малышу режимные моменты, обстановку и способы взаимодействия – родители смогут дать общее представление о том, что ждёт и тем самым уменьшат тревоги и страхи.
«В садике тебе определят собственный шкафчик, куда ты будешь складывать свои вещи. В группе будут другие детки, с которыми ты познакомишься, будешь вместе играть, гулять на прогулке, рисовать и т.д. В группе дети кушают, занимаются. У каждого есть своя кроватка, стульчик и место за столиком.»
Желательно также давать реалистичную информацию, чтобы у ребёнка в последствии не было разочарования и несбывшихся ожиданий. Ведь в школе не только играют и гуляют. И главный мотив – не покупка нового рюкзака и формы. Это место, где можно узнать много нового, научиться и попробовать то, с чем раньше не сталкивался.
С ребёнком можно поделиться своим опытом поступления в школу или сад. Рассказать, что больше всего нравилось и запомнилось, а также с какими трудностями пришлось столкнуться и как их удалось решить. В этом случае малыш поймёт, что не он один сталкивается с подобными ситуациями.
- Обязательно стоит проговорить к кому ребёнок может обратиться за помощью, если это потребуется. Все дети разные. Для кого-то совсем не представляется трудностью сообщить о своём желании или потребности, а кто-то может стесняться выйти в туалет или попросить ручку/карандаш и из-за этого находиться в постоянном напряжении. Ребёнок должен чётко знать, где и как он может удовлетворить свои потребности и кому озвучить вопрос или просьбу.
- Также важно дать понимание ребёнку, что пока родителей нет рядом – о нём заботятся другие взрослые: воспитательница или учительница. Они помогают, защищают и направляют. Чтобы у малыша не было чувство покинутости желательно заранее постараться познакомиться с педагогом и попробовать установить с ним доверительные отношения. Чтобы ребёнок ощущал себя расслабленно и спокойно. Хорошо если из уст родителей сын или дочь слышит, что учительница или воспитательница хорошие, подчёркиваются их достоинства и находятся общие черты, которые могут быть схожи с ребёнком. («Марь Иванна как и ты тоже очень любит заботиться о животных и читать интересные книжки»)
- Перед поступление в детский сад или школу в любом случае необходимо купить и собрать новые одежду и принадлежности. По возможности привлекаем к этому ребёнка. Когда он становится «соучастником» процесса, то вовлекается, заинтересовывается и осознаёт, что может влиять на процесс и его мнение учитывается. Покупка новой пижамки, выбор тетрадок или пенала точно можно совершать вместе.
- В первые посещения нового места с собой малышу можно дать что-то родное и памятное из дома. Какое-то подобие «амулета». Это может быть маленькая игрушка, мамина брошка, семейная фотография, совместно сплетённый с бабушкой браслетик и т.п. Смысл этой вещицы в том, что она будет напоминать о доме, о близких и давать ощущение поддержки и любви даже на расстоянии.
- Для многих малышей расставания с близкими взрослыми проходят достаточно болезненно. Легче будет тем детям, у кого уже есть опыть расставания с родителями и пребывание в окружении других взрослых, а также умение устанавливать новые контакты и обладание коммуникационными навыками. Поэтому при расставаниях мамам и папам важно точно сообщать, когда заберут ребёнка. И это не просто «в обед после двенадцати» или «вечером после работы ». Ведь не все дети ориентируются во времени. Лучше давать конкретные ориентиры. «Ты порисуешь с детками, потом вы погуляете, пообедаете и после этого я за тобой приду» или «Когда закончатся ваши занятия-уроки и вы придёте с физкультуры – тебя заберёт бабушка». В этом случае для ребёнка будет понятно расписание и момент ожидаемой встречи.
Для облегчения расставания лучше сфокусироваться на предстоящей встрече. Рассказать ребёнку, что будет происходить, когда он вновь увидиться с родителями. «Мы сходим в парк на качели, поиграем дома в твой любимый конструктор или почитаем с бабушкой книжку». Это поможет отвлечься от грустных мыслей и ещё больше усилить радость ожидаемой встречи.
- Если есть возможность, то первое время приводим малыша в новый коллектив и обстановку не на целый день, а хотя бы на полдня или даже на несколько часов. Чтобы ребёнок не переутомился от новых впечатлений, а лишь наполнился ими. Для того чтобы на следующий день хотелось вновь вернуться в сад или школу. Не зря во многих школах в первые пару недель отсутствует группа продлённого дня, а в детсом саду воспитатели рекомендуют повременить немного с обеденным сном.
- И самое главное – это подготовиться морально родителям. Важно их спокойствие и уверенность в правильности выбранного решения. А также их доверие пространству и людям, которым они «перепоручают» своё сокровище. Ведь ребёнок чувствует настроение родителей и «зеркалит» их отношение. Насколько напряжены/тревожны/беспокойны или уравновешенны будут родители – настолько спокойно сможет принять ребёнок новую ситуацию.
Процесс адаптации достаточно индивидуальный как по продолжительности так и по насыщенности. Изначально от некоторых деток можно даже ожидать эйфории от всего нового, но потом всё же возможен спад, а с ним и слёзы и капризы и даже отказы от походов в новое заведение. К этому нужно быть готовыми, запастись терпением, поддерживать ребёнка, уделять ему в этот период больше своего внимания, любви и тепла. И это непременно даст свои результаты!