fbpx
ДомойСемьяРодительский опытИндивидуальная успешность детей и дефицит заботы: кто победит?

Индивидуальная успешность детей и дефицит заботы: кто победит?

Выбор редакции

Беда современных родителей заключается в том, что они, конечно же, хвалят своих детей за проявление доброты, но в приоритете все равно оставляют индивидуальные успехи ребенка. Причина этого кроется в интенсивном ритме жизни и желании родителей поскорее сбросить груз забот, дав ему «путевку в жизнь», не думая о последствиях такой модели поведения.

Эмпатия – основа цивилизованного общества?

Чарльз Дарвин утверждал: «Если два племени людей, которые живут на одной и той же земле, вступают в состязание, то (при остальных равнозначных условиях) победу одержит то племя, в котором было больше людей, воодушевлённых любовью к ближним, всегда готовых предупредить друг друга об опасности, оказывать помощь друг другу. Такое племя распространится и победит другие племена».

Отсюда следует, что эмпатия – способность к сопереживанию и взаимопомощи является одним из факторов выживания социума. Последние исследования в области анализа уровня эмпатии среди школьников разных возрастов свидетельствуют о значительном его снижении. 

Также был проведен эксперимент в Канаде и в США в 2001 и 2011 году около почтовых ящиков разбросали около тысячи писем. За десятилетие процент писем, которые сознательные граждане вернули обратно в ящик, уменьшился в 10 раз. 

Причины снижения уровня заботы и ответственности

Постепенно социум стремится к индивидуализации и не желает развивать чувство взаимопомощи. Причина, в первую очередь, отсутствие акцентирования внимания на взаимопомощь и проявление заботы со стороны родителей в процессе воспитания и развития ребенка. 

Мы хвалим детей за успехи в учебе и спортивные достижения, но перестали обращать внимание на то, что не менее важным качеством является воспитание чувства ответственности за свои действия и проявление заботы о ближних. Наша неискренность и сухое «молодец, ты поступил правильно» очень тонко чувствуется детьми. И когда мы утверждаем, что главное – это забота о своих детях, мы откровенно врем потому, что больше всего нас волнует, какие достижения совершил ребенок и сколько ему еще нужно сделать. Родителям кажется, что, заставляя делать уроки, они проявляет заботу. На самом деле просто перекладывает свою ответственность за судьбу ребенка на его хрупкие плечи. Знакомо? 

Сосредотачиваясь на успешной учебной или спортивной деятельности, родители стали упускать главное – проявление доброты. Дети, помогающие сверстникам или пожилым людям, на сегодняшний день не то, что не в чести, а еще и обзываются обидными словами. А родители допускают еще одну ошибку, пуская такую ситуацию на самотек и считая, что в любом конфликте дети в состоянии разобраться самостоятельно.

Основные родительские ошибки, ведущие к снижению уровня детской эмпатии:

  • акцент на индивидуальных достижениях;
  • отсутствие поощрения за проявление заботы и взаимопомощи;
  • невмешательство в детские конфликты на почве проявления заботы о ближнем;
  • упор на жесткость во взаимодействии с окружающими.  

Последствия снижения уровня эмпатии

Проявляя такую «заботу» о будущем, родители роют себе яму равнодушия, в которую придется погрузиться по мере взросления ребенка. Ведь наши успехи с возрастом минимальны, редко кто сохраняет деловую активность до глубокой старости. А внедренная нашими «заботливыми» действиями похвала за успехи и равнодушие к проявлениям доброты вбивает четкую установку «достижение – хорошо, нет достижений – не за что хвалить, нечего заботиться» делает уже взрослых детей неспособными проявлять взаимопомощь ближним.

В конечном итоге отсутствие эмпатии может привести к деградации всего социума. Общество, состоящее исключительно из эгоистов, обречено на вымирание. Подтверждение этому можно найти у того же Дарвина: «Люди, которые руководствуются себялюбием и враждебностью, не могут сплотиться, а без единства в обществе мало чего можно достичь».

Исправляем здесь и сейчас – обучаем заботе о других

Первым шагом на пути развития детской эмпатии становится простое общение. Выработайте привычку расспрашивать не только о школьных отметках, но и кому сегодня ребенок смог помочь. Чем чаще такой вопрос будет звучать, тем внятнее ответ вы будете получать. Поощряйте проявление заботы: помощь воспитателю, соседке по парте, пожилой учительнице или однокласснику. 

Хорошим шагом может стать также домашнее животное. Но тут нужно делать все вовремя. Так как одного желания заводить питомца мало и уход может лечь на плечи родителей. 

Старайтесь прививать ребенку чувство удовлетворения от оказанной помощи. Тем более, что экспериментально доказано, что это вполне возможно. В ходе эксперимента детям предлагали сладости и приглашали угостить ими игрушку, которая после поедания говорила: «Очень вкусно!». По мимике лица детей исследователями было установлено, что совместное угощение сладостями приносит значительно больше удовольствия детям, чем то же занятие в одиночку. Такой эффект даже получил название «удовольствие помощника». 

То есть дети запрограммированы на проявление доброты и заботы, почему же мы, идя на поводу у жестокого мира, должны им в этом отказывать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Беда современных родителей заключается в том, что они, конечно же, хвалят своих детей за проявление доброты, но в приоритете все равно оставляют индивидуальные успехи ребенка. Причина этого кроется в интенсивном ритме жизни и желании родителей поскорее сбросить груз забот, дав ему «путевку в жизнь», не думая о последствиях такой модели поведения.

Эмпатия – основа цивилизованного общества?

Чарльз Дарвин утверждал: «Если два племени людей, которые живут на одной и той же земле, вступают в состязание, то (при остальных равнозначных условиях) победу одержит то племя, в котором было больше людей, воодушевлённых любовью к ближним, всегда готовых предупредить друг друга об опасности, оказывать помощь друг другу. Такое племя распространится и победит другие племена». Отсюда следует, что эмпатия – способность к сопереживанию и взаимопомощи является одним из факторов выживания социума. Последние исследования в области анализа уровня эмпатии среди школьников разных возрастов свидетельствуют о значительном его снижении.  Также был проведен эксперимент в Канаде и в США в 2001 и 2011 году около почтовых ящиков разбросали около тысячи писем. За десятилетие процент писем, которые сознательные граждане вернули обратно в ящик, уменьшился в 10 раз. 

Причины снижения уровня заботы и ответственности

Постепенно социум стремится к индивидуализации и не желает развивать чувство взаимопомощи. Причина, в первую очередь, отсутствие акцентирования внимания на взаимопомощь и проявление заботы со стороны родителей в процессе воспитания и развития ребенка.  Мы хвалим детей за успехи в учебе и спортивные достижения, но перестали обращать внимание на то, что не менее важным качеством является воспитание чувства ответственности за свои действия и проявление заботы о ближних. Наша неискренность и сухое «молодец, ты поступил правильно» очень тонко чувствуется детьми. И когда мы утверждаем, что главное – это забота о своих детях, мы откровенно врем потому, что больше всего нас волнует, какие достижения совершил ребенок и сколько ему еще нужно сделать. Родителям кажется, что, заставляя делать уроки, они проявляет заботу. На самом деле просто перекладывает свою ответственность за судьбу ребенка на его хрупкие плечи. Знакомо?  Сосредотачиваясь на успешной учебной или спортивной деятельности, родители стали упускать главное – проявление доброты. Дети, помогающие сверстникам или пожилым людям, на сегодняшний день не то, что не в чести, а еще и обзываются обидными словами. А родители допускают еще одну ошибку, пуская такую ситуацию на самотек и считая, что в любом конфликте дети в состоянии разобраться самостоятельно. Основные родительские ошибки, ведущие к снижению уровня детской эмпатии:
  • акцент на индивидуальных достижениях;
  • отсутствие поощрения за проявление заботы и взаимопомощи;
  • невмешательство в детские конфликты на почве проявления заботы о ближнем;
  • упор на жесткость во взаимодействии с окружающими.  

Последствия снижения уровня эмпатии

Проявляя такую «заботу» о будущем, родители роют себе яму равнодушия, в которую придется погрузиться по мере взросления ребенка. Ведь наши успехи с возрастом минимальны, редко кто сохраняет деловую активность до глубокой старости. А внедренная нашими «заботливыми» действиями похвала за успехи и равнодушие к проявлениям доброты вбивает четкую установку «достижение – хорошо, нет достижений – не за что хвалить, нечего заботиться» делает уже взрослых детей неспособными проявлять взаимопомощь ближним. В конечном итоге отсутствие эмпатии может привести к деградации всего социума. Общество, состоящее исключительно из эгоистов, обречено на вымирание. Подтверждение этому можно найти у того же Дарвина: «Люди, которые руководствуются себялюбием и враждебностью, не могут сплотиться, а без единства в обществе мало чего можно достичь».

Исправляем здесь и сейчас – обучаем заботе о других

Первым шагом на пути развития детской эмпатии становится простое общение. Выработайте привычку расспрашивать не только о школьных отметках, но и кому сегодня ребенок смог помочь. Чем чаще такой вопрос будет звучать, тем внятнее ответ вы будете получать. Поощряйте проявление заботы: помощь воспитателю, соседке по парте, пожилой учительнице или однокласснику.  Хорошим шагом может стать также домашнее животное. Но тут нужно делать все вовремя. Так как одного желания заводить питомца мало и уход может лечь на плечи родителей.  Старайтесь прививать ребенку чувство удовлетворения от оказанной помощи. Тем более, что экспериментально доказано, что это вполне возможно. В ходе эксперимента детям предлагали сладости и приглашали угостить ими игрушку, которая после поедания говорила: «Очень вкусно!». По мимике лица детей исследователями было установлено, что совместное угощение сладостями приносит значительно больше удовольствия детям, чем то же занятие в одиночку. Такой эффект даже получил название «удовольствие помощника».  То есть дети запрограммированы на проявление доброты и заботы, почему же мы, идя на поводу у жестокого мира, должны им в этом отказывать?