fbpx
Главная Семья Психология семейных отношений Влияние сказок на жизнь детей и взрослых

Влияние сказок на жизнь детей и взрослых

Выбор редакции

Как выбрать компанию по организации мероприятий

Выбор компании по организации мероприятий для выполнения работы для вас — это то, к чему нужно отнестись серьезно и тщательно обдумать. Имея это в...

Пряжа для вязания игрушек: какую лучше выбрать?

Амигуруми – увлекательное занятие, которое может прийтись по душе вязальщицам всех возрастов. Простой набор петель, несложные схемы, предполагающие только прибавки и убавления в определенных...

Худи: самые модные модели сезона

В холодное время года, как никогда, хочется укутаться в уютную, теплую, комфортную одежду. И худи этим критериям отвечает идеально. Тем более, что в этом...

Как выбрать первые подгузники новорожденному: советы родителям

Задача родителей – обеспечить комфортное благосостояние ребенку. Среди других средств создания удобных условий, следует правильно выбирать детские подгузники для малышей. Чтобы сэкономить время на...


Более глубокий смысл заложен в сказках моего детства, чем в истине, которой учит жизнь.

Шиллер

Сказки – непременный атрибут детства любого человека, любой нации и исторической эпохи (также как и мифы, легенды, сказания…). Сказки читают детям, но сочиняются чаще взрослыми. Мало того, они необходимы и тем, и другим. Сказки более загадочны, содержательны и реальны для нас, чем мы можем себе это представить.


Влияние сказок на развитие детей и на нашу жизнь

Важность сказки всё-таки не совсем нами осознаваема, особенно после мнимого «перешагивания» за порог детства.  Психологи, философы, фольклористы и другие специалисты привозят несколько фактов о влиянии сказки на нашу жизнь:

  • психологи часто утверждают, что узнав любимую сказку человека, можно увидеть явное подтверждение его жизненной реальности, то есть это своеобразный сценарий жизни, близкий и полюбившийся в детстве, а воплотившийся уже в дальнейшей жизни (особенно это касается построения семейной жизни);
  • специалисты считают, что основы всех сказок мира не устаревают с течением времени, мало того, они имеют явные сходства (к примеру, в китайском манускрипте трехтысячелетней давности обнаружено упоминание о «золушке и её завидующих сестрах»), а ведь это только подтверждает, что при создании сказок символически закладываются общие психологические проблемы людей, отношений и архетипы;
  • в сказках, по юнгианской теории, заложено коллективное бессознательное;
  • с помощью мифов и сказок древние люди объясняли «законы» жизни;
  • отдельные ученые утверждают, что именно сказки приучают нас верить в «судьбу»;
  • иногда складывается впечатление, что практически все сказки заканчиваются на свадьбе главных героев, а семейная жизнь в них не раскрыта, тогда стоит вспомнить Сказки приучают верить в судьбу.хотя бы сказку «О золотой рыбке», о супружеской жизни после «тридцати и трёх лет» брака (вспомните эту сказку о бытовых ссорах в семье с «типовыми» фразами: «Пуще прежнего старуха вздурилась» и «Дурачина ты, простофиля»);
  • психологи рекомендуют не отказываться от страшных или печальных сказок для ребёнка, считая, что они инсценируют страхи бессознательные, а значит, это хороший способ для малыша осознавать и преодолевать их. Также сказки позволяют смириться с несовершенством реального мира (а вот сказки с «лёгким» сюжетом, могут научить деток прятать свои тревожные чувства);
  • взаимодействие ребёнка и взрослого со сказкой, восприятие её, по мнению ученых, имеет различия: ребенку не свойственна еще необходимость выстраивать причинно-следственные связи, и алогичность, относительная простота сказок абсолютно соответствует его внутреннему миру, доступна особенностям возраста;
  • сказка для малыша может служить источником инициативности, нравственности, смысла деятельности человека, развития творческого начала;
  • сказки постепенно помогают ребёнку разделить внутренний субъективный мир и реальный объективный;
  • по мнению детских психологов, эмоциональная сфера детей может быть в определенной степени упорядочена, структурирована с помощью сказок;
  • есть мнение, что полоролевая идентификация ребёнка также происходит частично через сказки;
  • сказки в детском развитии наделяют общими функциями структурирования, организации, упорядочивания опыта детей, их мышления, воображения, памяти, восприятия, как бы помогая весь опыт разложить «по полочкам», и представляют собой некую инструкцию по «взрослой» жизни;
  • существуют споры специалистов: полезны ли для ребёнка не только народные, но и авторские сказки, встречаются мнения о ненадобности предоставления сказок ребёнку тех авторов, которые не были в близком контакте с детьми или с народными носителями;
  • психологи не советуют всё-таки самим сочинять сказки для детей, ведь заложенные в них символы будут слишком субъективны (включая проблемные установки), а привычная доверчивость ребёнка к сказочным поучениям, скорее всего, позволит это впитать;
  • обсуждение сказок с ребёнком после прочтения, просмотра или прослушивания может стать основой модели доверительных отношений, откровенных разговоров между родителями и малышом, при этом говорить больше должен ребёнок. Не стоит слишком по-взрослому раскрывать символы, заложенные в сказках, лучше останавливаться на идеях и смыслах сказки о дружбе, взаимопомощи и т.п.;
  • если ребёнок долго увлекается сказками, не стоит беспокоиться и «возвращать» его к реальности; постепенно к этому приведут жизненные ситуации.


Сказкотерапия

Особое направление в психотерапии — сказкотерапию можно одновременно считать и древней терапией (её использовали люди с давних времён, конечно, не выделяя её как метод лечения), и терапией современной, развивающейся. В основных задачах её лежит развитие личности, коррекция поведения, образование и воспитание.

Лёгкость «сказочного» материала и самого подхода позволяет использовать лечение сказкой в психотерапевтических целях с детьми. А его символизм и «безопасность» формы помогает взрослым с глубинными проблемами и способствует активизации внутренних ресурсов. Сказкотерапия предоставляет возможность ближе подобраться к детскому сознанию и к сознанию взрослого в сильном стрессовом состоянии.

Сказки активизируют внутренние ресурсы.
Сказкотерапия использует особо подобранные сказки — терапевтические. Они должны заключать в себе переживания, проблемы, свойственные обратившемуся человеку. Важно, чтобы эти сказки были целостными, позволяли бы человеку идентифицировать себя с главным героем, преодолевать трудности вместе с ним, а, следовательно, самому становиться сильнее и больше разбираться в своей реальной ситуации. Сказки позволяют делать это в более безопасной для психики человека форме.

Сказкотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Чаще групповой подход используют с детками. Чтение, обсуждение сказок, проигрывание эпизодов и рисунки по ним – вот основные виды деятельности в момент групповой терапии.

Для взрослого человека сказкотерапия — это своеобразный стимул и способ позволить проявиться своему внутреннему ребёнку и разрешить себе быть свободным, более открытым к жизни. Это также помогает обнаружить внутренне скрытые проблемные вопросы. Этот метод способствует обретению возможности более широко рассматривать ситуацию и свои возможности выхода из неё.

К тому же сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное психическое напряжение. Сказки часто помогают человеку создать гармоничный фон для жизни.

Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и психодрамы.

Развитие этого очень особенно направления психотерапии в современной психологии влечёт за собой проведение специализированных семинаров, тренингов и даже международных сказкотерапевтических фестивалей.

Сказки – мир не до конца нами познанный, но тем ещё более ценный. Позвольте себе быть его гостем и пошире откройте дверь в него своему малышу, став его проводником. Сказочной вам реальности!

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

Предыдущая статья«Моего ребенка дразнят…»
Следующая статьяЕсли вы родились 1 января

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Рецепты

Пряничный домик

Если в доме есть малыши, то, безусловно, пряничный домик станет настоящим украшением праздничного стола, и море детского восторга вам будет обеспечено. А если детка уже достаточно большая, чтобы помогать, то и сам процесс готовки доставит вам и ребенку много радости.

Торт «Ангелинка»

Предлагаем Вам рецепт простого, но очень вкусного тортика «Ангелинка», начинку к которому, так же как и украшение, легко придумать самому.

Как правильно приготовить перловку

Всем известная перловая каша, принадлежит к тому виду круп, которые любят далеко не все. Мало кто знает, что это любимая каша Петра I, а мы ее встречаем в супах среди картошки, лука и моркови.

Партнеры

Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Голливудские актеры: отцовство как лучшая роль

Красивый мужчина в современном мире – это образ одинокого метросэксуала, который настолько поглощен заботой о семье, что ему абсолютно не до семьи и уж...

Звездное воспитание

Мифы о том что дети звезд не воспитаны и не дисциплинированы пора опровергнуть. Звездные родители не менее требовательны и строги со своими чадами.

Строгие правила Меган Маркл

Ну кто же из девочек не мечтал быть королевой, ну или принцессой? Жить в замке или дворце, иметь придворных и огромные полномочия хотела каждая маленькая леди. Но оказывается, что королевская судьба не так уж проста.

Кира Найтли о материнстве и правдивом образе матери

Знаменитая актриса, которая уже не раз пыталась снять с образа материнства розовый шлейф, продолжает выступать за право уважения каждой матери. Кира Найтли убеждена, что наша нация приуменьшает заслуги тех женщин, которые обрели статус мамы.

Фотосессия беременной Светланы Лободы

Недавно на официальной странице певицы в Инстаграм были опубликованы фото Светланы в положении, что вызвало шквал эмоций и восторгов у поклонников. Певица снялась с обнаженным животиком для популярного глянцевого журнала, чем и обратила на себя еще более пристальное внимание.

Похожие статьи