fbpx
ДомойСемьяПсихология семейных отношенийСлово «НЕТ» - короткое, но сложное

Слово «НЕТ» — короткое, но сложное

Выбор редакции

Многим людям гораздо легче согласиться без своего желания и сделать что-то, чем произнести слово «НЕТ». Поступая так, абсолютно реально оказаться исполняющим чужие сценарии жизни.


Необходимость «НЕТ»

Постоянно соглашающимся будет удивительно узнать, что слово «НЕТ» – это не роскошь, а абсолютная необходимость. Во-первых, страх отказа даёт сигнал окружающим, что мы неуверенны в себе, а, значит, уже более слабы, чем все «просящие» нас. Во-вторых, мы лишаем себя необходимой природной возможности определить своё положение среди других и продемонстрировать другим наше положение. Неготовность занимания своей позиции открывает окружающим возможности воплощать свои желания через нас, при этом не оставляя никаких шансов нашим собственным.

Психологи считают, что перманентное согласие на все просьбы из страха отказать, способны привести нас к неопределенности в своих представлениях и желаниях.

Страх отказа часто маскируется под нежелание обидеть человека. Многие женщины даже бояться отказать в интимности, опасаясь возможности обидеть своего мужчину. Психотерапевты предупреждают, в таком случае возникает опасность утраты связи с желаниями своего тела и вообще отсутствия интимных желаний в последующие разы. Партнер же получает ложное представление об интимных отношениях, предпочтениях, желаниях и удовольствиях своей партнерши. В итоге, это не может привести «к лучшему», как сначала казалось при ложном согласии.

Отказ от «НЕТ» в любых отношениях часто обосновывается желанием гармонии в отношениях, но эта гармония определенно является фальшивой. За изготовление фальшивых материальных объектов человека обычно наказывают «по закону», здесь же вечно соглашающийся наказывает себя сам.

Иногда «НЕТ» может быть спровоцировано нашим стереотипным мышлением – это рамки, которые мы сами применяем к себе, а также даём основания следующим за нами соглашающимся тоже согласиться.

Бояться отказать могут и те, кто испытывал насилие в семье, таким образом «оберегая» себя от возможной агрессии других, удовлетворяя желание, чтобы любили и хвалили. Обычно для таких людей страх «НЕТ» присутствует в каждой жизненной сфере.

В других случаях, страх отказа может проявляться только в одной из сфер жизни. На её выбор будут влиять наши зависимости, степень нежных чувств к просящему и уровень авторитетов, страхов перед определенной категорией людей.

Психотерапевты напоминают, что наше тело способно говорить «НЕТ» за нас самих, используя психосоматические заболевания. Больничный на работе с простудным заболеванием, гипертонией, фригидность в личных отношениях – могут быть яркими показателями отказа тела, раз у нас не хватает силы духа.

Итак, соглашаясь, мы втягиваем себя в следующие возможные отрицательные последствия:

  • отказ от своих желаний и потеря их;
  • потери одних отношений, значимых аспектов жизни, как следствие согласий с кем-то другим;
  • создание ложных отношений;
  • отрицательный пример безоговорочного подчинения своим детям;
  • провокация психосоматических заболеваний;
  • отказ от жизни (она ведь и так не является СВОЕЙ).Нет!

 

Как сказать «НЕТ»?

Говорить «НЕТ» вполне можно научиться. Трудность в этом «обучении» во многом зависит от длительности привычки соглашаться и количества сфер согласия.

Для того, чтобы одолеть эту «науку», нужно применить хотя бы некоторые из следующих рекомендаций:

  • трезво взвешивать последствия отказа и согласия (часто можно позволить себе постоять за себя даже без больших последствий, либо согласие нам способно принести гораздо бóльшие «дивиденды», чем отказ);
  • важно запомнить, что обоснованный отказ не является эгоизмом и не повод для вины — это улучшение качества своей жизни, которое способно принести бóльшую пользу и окружающим;
  • следует понимать, что привлекательность положительности «да» не всегда является показателем правильности решения;
  • умейте распознавать людей, истинную причину их потребность в вашем согласии;
  • взвешивайте, кто ещё способен помочь просящему либо может помочь вам исполнить то, на что вам пришлось согласиться;
  • важно найти «золотую середину» умения не вступать в открытый конфликт и отстоять свои собственные взгляды (можно начинать с мелочей, можно извиниться за отказ);
  • понимать (и объяснять при необходимости просящему), что вы отказываете не человеку, а отказываетесь от ситуации;
  • давать понять другим и позволять самим себе изменять свои представления, желания;
  • чаще задавать себе вопрос: «чего мне хочется на самом деле?»;
  • определиться самому с границами допустимо и приоритетного для себя – это поможет четко осознавать себя и понимать, где мы на через них переступаем;
  • развивайте способности озвучивать свои необходимости, требования, причем в утвердительной форме («я хочу» вместо «я не хочу»);
  • быть готовым к настойчивости просящего, не поддаваясь ей, если уже принято решение;
  • если страшно отказать сразу и прямо, можно использовать фразу «мне нужно это обдумать, я вам сообщу, как только приму решение» (только не делайте многообещающую интонацию, которая потом очень расстроит настроившихся на «скорее да, чем нет»);
  • если вы не против сделать, о чем просят, но у вас на это не хватает времени, сил, можно сказать «у меня нет возможности сделать всё, но я могу сделать…» — какую-то часть просьбы;
  • всегда помните, что любые возможности имеют ограничения во времени, в физических и моральных силах, материальных возможностях и находятся в зависимости от окружающих факторов, которыми вы не всегда можете управлять.

 

«НЕТ» и ребенок

«НЕТ» — важное слово и в жизни каждого ребенка:

  • говоря «НЕТ» своему ребенку, мы помогаем сделать его жизни более организованной, четкой, понятной ему, с установленными правилами (но не стоит злоупотреблять отказами, чтобы они оставались весомыми и обоснованными);
  • помните о критических периодах детского развития, когда их «НЕТ» и последующее выполнение просьбы – это показатель того, что они хотят подчиняться только своим желаниям, выбору (таким образом они «очерчивают» своё «Я»);
  • своим примером мы даём понять детям, что они имеют право отказаться и не обязаны слепо подчиняться любому чужому желанию, настоянию (помогайте определиться ребенку с выбором приоритетов, официальными необходимостями, со своими желаниями, потребностями, обоснованием своего отказа);
  • с раннего детства обеспечивайте ребенку право выбора, начиная с мелочей, интересуйтесь его мнением;
  • помните об опасности безусловного подчинения себе ребенка, его жизненных установок, желаний – за этим не может последовать успешное и счастливое будущее во взрослой жизни, а только создаст зависимость от вас (при нежелании обидеть) и приведет к жизни по чужому сценарию.

Говоря «НЕТ» другим, у вас есть возможность казать «ДА» себе. И основание для этого банально, но существенно: жизнь у нас одна, и пусть она будет НАШЕЙ!

Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вот бы быстрее научиться говорить это «НЕТ» :). Попробую следовать вашим рекомендациям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Многим людям гораздо легче согласиться без своего желания и сделать что-то, чем произнести слово «НЕТ». Поступая так, абсолютно реально оказаться исполняющим чужие сценарии жизни. Необходимость «НЕТ» Постоянно соглашающимся будет удивительно узнать, что слово «НЕТ» – это не роскошь, а абсолютная необходимость. Во-первых, страх отказа даёт сигнал окружающим, что мы неуверенны в себе, а, значит, уже более слабы, чем все «просящие» нас. Во-вторых, мы лишаем себя необходимой природной возможности определить своё положение среди других и продемонстрировать другим наше положение. Неготовность занимания своей позиции открывает окружающим возможности воплощать свои желания через нас, при этом не оставляя никаких шансов нашим собственным. Психологи считают, что перманентное согласие на все просьбы из страха отказать, способны привести нас к неопределенности в своих представлениях и желаниях. Страх отказа часто маскируется под нежелание обидеть человека. Многие женщины даже бояться отказать в интимности, опасаясь возможности обидеть своего мужчину. Психотерапевты предупреждают, в таком случае возникает опасность утраты связи с желаниями своего тела и вообще отсутствия интимных желаний в последующие разы. Партнер же получает ложное представление об интимных отношениях, предпочтениях, желаниях и удовольствиях своей партнерши. В итоге, это не может привести «к лучшему», как сначала казалось при ложном согласии. Отказ от «НЕТ» в любых отношениях часто обосновывается желанием гармонии в отношениях, но эта гармония определенно является фальшивой. За изготовление фальшивых материальных объектов человека обычно наказывают «по закону», здесь же вечно соглашающийся наказывает себя сам. Иногда «НЕТ» может быть спровоцировано нашим стереотипным мышлением – это рамки, которые мы сами применяем к себе, а также даём основания следующим за нами соглашающимся тоже согласиться. Бояться отказать могут и те, кто испытывал насилие в семье, таким образом «оберегая» себя от возможной агрессии других, удовлетворяя желание, чтобы любили и хвалили. Обычно для таких людей страх «НЕТ» присутствует в каждой жизненной сфере. В других случаях, страх отказа может проявляться только в одной из сфер жизни. На её выбор будут влиять наши зависимости, степень нежных чувств к просящему и уровень авторитетов, страхов перед определенной категорией людей. Психотерапевты напоминают, что наше тело способно говорить «НЕТ» за нас самих, используя психосоматические заболевания. Больничный на работе с простудным заболеванием, гипертонией, фригидность в личных отношениях – могут быть яркими показателями отказа тела, раз у нас не хватает силы духа. Итак, соглашаясь, мы втягиваем себя в следующие возможные отрицательные последствия:
  • отказ от своих желаний и потеря их;
  • потери одних отношений, значимых аспектов жизни, как следствие согласий с кем-то другим;
  • создание ложных отношений;
  • отрицательный пример безоговорочного подчинения своим детям;
  • провокация психосоматических заболеваний;
  • отказ от жизни (она ведь и так не является СВОЕЙ).Нет!
  Как сказать «НЕТ»? Говорить «НЕТ» вполне можно научиться. Трудность в этом «обучении» во многом зависит от длительности привычки соглашаться и количества сфер согласия. Для того, чтобы одолеть эту «науку», нужно применить хотя бы некоторые из следующих рекомендаций:
  • трезво взвешивать последствия отказа и согласия (часто можно позволить себе постоять за себя даже без больших последствий, либо согласие нам способно принести гораздо бóльшие «дивиденды», чем отказ);
  • важно запомнить, что обоснованный отказ не является эгоизмом и не повод для вины - это улучшение качества своей жизни, которое способно принести бóльшую пользу и окружающим;
  • следует понимать, что привлекательность положительности «да» не всегда является показателем правильности решения;
  • умейте распознавать людей, истинную причину их потребность в вашем согласии;
  • взвешивайте, кто ещё способен помочь просящему либо может помочь вам исполнить то, на что вам пришлось согласиться;
  • важно найти «золотую середину» умения не вступать в открытый конфликт и отстоять свои собственные взгляды (можно начинать с мелочей, можно извиниться за отказ);
  • понимать (и объяснять при необходимости просящему), что вы отказываете не человеку, а отказываетесь от ситуации;
  • давать понять другим и позволять самим себе изменять свои представления, желания;
  • чаще задавать себе вопрос: «чего мне хочется на самом деле?»;
  • определиться самому с границами допустимо и приоритетного для себя – это поможет четко осознавать себя и понимать, где мы на через них переступаем;
  • развивайте способности озвучивать свои необходимости, требования, причем в утвердительной форме («я хочу» вместо «я не хочу»);
  • быть готовым к настойчивости просящего, не поддаваясь ей, если уже принято решение;
  • если страшно отказать сразу и прямо, можно использовать фразу «мне нужно это обдумать, я вам сообщу, как только приму решение» (только не делайте многообещающую интонацию, которая потом очень расстроит настроившихся на «скорее да, чем нет»);
  • если вы не против сделать, о чем просят, но у вас на это не хватает времени, сил, можно сказать «у меня нет возможности сделать всё, но я могу сделать…» - какую-то часть просьбы;
  • всегда помните, что любые возможности имеют ограничения во времени, в физических и моральных силах, материальных возможностях и находятся в зависимости от окружающих факторов, которыми вы не всегда можете управлять.
  «НЕТ» и ребенок «НЕТ» - важное слово и в жизни каждого ребенка:
  • говоря «НЕТ» своему ребенку, мы помогаем сделать его жизни более организованной, четкой, понятной ему, с установленными правилами (но не стоит злоупотреблять отказами, чтобы они оставались весомыми и обоснованными);
  • помните о критических периодах детского развития, когда их «НЕТ» и последующее выполнение просьбы – это показатель того, что они хотят подчиняться только своим желаниям, выбору (таким образом они «очерчивают» своё «Я»);
  • своим примером мы даём понять детям, что они имеют право отказаться и не обязаны слепо подчиняться любому чужому желанию, настоянию (помогайте определиться ребенку с выбором приоритетов, официальными необходимостями, со своими желаниями, потребностями, обоснованием своего отказа);
  • с раннего детства обеспечивайте ребенку право выбора, начиная с мелочей, интересуйтесь его мнением;
  • помните об опасности безусловного подчинения себе ребенка, его жизненных установок, желаний – за этим не может последовать успешное и счастливое будущее во взрослой жизни, а только создаст зависимость от вас (при нежелании обидеть) и приведет к жизни по чужому сценарию.
Говоря «НЕТ» другим, у вас есть возможность казать «ДА» себе. И основание для этого банально, но существенно: жизнь у нас одна, и пусть она будет НАШЕЙ! Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"