Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова.
Джордж Сантаяна
Перелистывая страницы семейного альбома, часто можно услышать о схожести с кем-то из родственников. Дело только в возможном внешнем сходстве? Оказывается, не всегда. Нас может связывать не только генетика тела и единая родственная ветвь. «Авторами» нашей «картины» судьбы являемся не только мы, но и те, кого мы никогда не видели, или даже не знали об их существовании. Верить этому или нет, решать вам, но задуматься стоит.
Последнее время специалисты в области психологии, психотерапии (особенно семейной) анализируют уже не личность в отдельности, а личность в семейной системе. Проводя практическую работу, многие из них открывают удивительные факты предопределенности событий, семейных повторений и судьбоносных зависимостей. Народное же определение этим «совпадениям» стоит под грифом, например, «родового проклятия«.
Принимая результаты психологических исследований, остается только понять, что каждый человек — это часть семейной истории, общей семейной души. Выделяют даже особое направление — психогенеалогия. Каждый специалист в этой области по своему приходил к результативным выводам. Начало было положено такими известностями, как Зигмунд Фрейд (он признавал существование массовой психики, влияющей на процессы в жизни отдельного человека, повторяющиеся из поколения в поколение), психолог Карл Гюстав Юнг (работал с идеей коллективного бессознательного), американский психотерапевт Якоб Морено (говорил о существовании семейного сознательного и бессознательного), психоаналитик Франсуаза Дольто (рассматривала передачу неразрешенных конфликтов и семейных тайн из поколения в поколение). На сегодняшний день очень известны работы философа, специалиста в области психотерапии Берта Хеллингера.
Чаще всего отдельные специалисты задумывались о семейных закономерностях, при обращении пациентов в кризисные моменты их жизни, которые рассказывали в ходе лечения о схожих событиях в жизни кого-то из близких. Например, психотерапевт А.А. Шутценбергер в работе с онкобольными людьми увидела совпадение в возрастном промежутке начала их заболеваний с возрастом ухода (гибели, смерти) кого-то из их близких. По этим наблюдениям она составляла геносоциограммы, в которых отражались повторы количества браков, одинаковой разницы в возрасте детей, повторяющиеся схожие события и поступки (даты рождения и смерти, болезни, несчастные случаи, самоубийства, бесплодие, алкогольная и наркозависимости и др.).
Психогенеалогия в целом позволяет увидеть свою жизнь в более широком ракурсе и осознать не понятое ранее, а также предоставляет возможность во многих случаях выйти из семейного сценария.
Самое сложное во всём этом то, что передача «влияющей информации» возможна и от представителей очень далеких поколений, с которыми человек лично не был знаком, или от личностей, не обладающих по общепринятым понятиям, семейным родством, но серьезно повлиявших на семейную историю. Очень часто в семьях есть люди и события, которые тщательно скрываются, намеренно забыты, окружены негативным отношением, «изгнаны» из семейного круга, а со временем и вовсе теряются в поколениях. И это, по мнению специалистов, ложится невыносимым и «непонятным» грузом на плечи кого-то из потомков. Происходящие повторения в одном и том же роду в нескольких поколениях определяют как «синдром предков» (трансгенерационный синдром).
Берт Хеллингер считает, что в общую семейную систему входят:
- ребенок, его родные/сводные братья, сестры (живущие и умершие, включая мертворожденных и абортированных);
- родители, их родные/сводные братья, сестры, умершие мертворожденные, абортированные;
- бабушки и дедушки, их родные/сводные (редко) братья, сестры;
- прабабушки, прадедушки;
- неродственники (предыдущие партнеры родителей и прародителей, один из родителей сводных братьев/сестер; получившие или лишенные наследства от ранней смерти кого-то из родных; жертвы несправедливого отношения (даже работники кого-то из семьи), пострадавшие от насилия или убийства, совершенных кем-то из членов семьи).
При анализе особое внимание обращается на те судьбы, которые отягощены несправедливым отношением, изгнанием, пропажей без вести, передачей на воспитание чужим людям, отмечены семейным презрением и намеренно забыты.
Среди системных законов семьи называют одним из основных «закон принадлежности«, заключающий, что каждый член семьи имеет право принадлежать к ней, право на уважение и любовь. Нарушая этот закон мы закладываем проблемы для будущих членов семьи. «Искусственным» исключением, люди провоцируют появление нового члена семьи, предназначенного воплотить (заместить) судьбу исключенного.
Современный психотерапевт Екатерина Михайлова говорит о том, что на повторения судеб влияют не столько сами факты, сколько чувства их сопровождающие (непрощенная обида, непережитый траур, неискупленная вина). Также она отмечает, что отказ от ведения фотоистории семьи, нежелание фотографировать и хранить фото, стремление выбрасывать старые вещи, не оставляя ничего «на память» (как правило, свойственно уже третьему поколению от происшедшего) — всё это может свидетельствовать о «прошлой семейной неоплаканной боли».
По мнению психотерапевта А.А. Шутценбергер, иногда встречается противодействия предкам. Она приводит в пример случай, когда женщины семьи, в которой был незаконнорожденный ребенок, выбирают нестандартную половую ориентацию или отказываются от половых отношений, якобы «оберегая» семью от повторения «незаконнорожденных».
Важным считается в системе семьи и такой показатель, как «порядок» (иерархия): молодая семья имеет приоритет перед родительскими семьями супругов (при этом, внутри любой семьи действует принцип взаимообмена «получаю-возвращаю»); в одной семье родители имеют приоритет перед детьми, первый ребенок — перед вторым (не должны нарушаться функции: родители «дают» жизнь, дети «принимают» от них, а «отдают» уже своим детям); в сохранение порядка каждый имеет свое место в семье, включая мертворожденных и абортированных.
Что случается в результате несоблюдения системных законов? Перечень по данным психологов, психотерапевтов очень широк: запутанные отношения с супругом/супругой, тяжелые отношения с родителями, серьезные болезни, самоубийства, бесплодие, незаконнорожденные, несение подавляющего необоснованного чувства вины (психосоматические заболевания как следствия), смертельная болезнь (например, как внутренне решение замещения члена семьи, которому грозит смерть — «лучше я, чем ты» или вина за уже ушедшего — «я последую за тобой»).
Тяжелые повороты судьбы, по мнению специалистов, могут возникать и при закононарушающем неуважительном отношении к кому-то из родителей; рожденный ребенок становится «заместителем» непрощенных или вытесненных предыдущих партнеров супругов; последствием скрываемого умершего ребенка в раннем возрасте может стать рождение нового ребенка, уже отягощенного этим, и т.д.
Ситуация, с одной стороны, представляется сложной, но наряду с раскрытием этой проблемной зависимости, специалисты открывают, разрабатывают и внедряют способы её решения.
Метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера является на данный момент одним из самых распространенных в этом направлении. Метод (тренинг) представляет собой процесс, в котором участвует пациент, терапевт и другие люди (незнакомые), представляющие собой «заместителей» важных участников для определенного семейного события. Происходит визуализация ситуации. Пациент освещает ситуацию в общих чертах, не уточняя кто прав, а кто виноват. На свое место также чаще всего выбирается «заместитель», чтобы можно было увидеть всё со стороны. Участники расстановки расставляются в пространстве помещения. В процессе раскрываются скрытые факты и информация. Многие участники подобных постановок отмечают, что незнакомые люди-«заместители» при отработке ситуации начинают проявлять особенности тех, кого замещают (в поведении и отношении). Посредством этого выявляются ощутимые напряжения. Увидев ситуацию, отображенную в расстановке, получив новую информацию, пациент расставляет в ситуацию «комфорта» всех участников, становится на место своего «заместителя», при этом тоже ощущает уже более удовлетворенное состояние, вчувствуется в эту новую позицию. С этой позиции появляется возможность повлиять на изменение повторений судьбы, путем «восстановления» вытесненных членов семьи, проявления к ним (их «заместителям») уважения и любви, просьбы прощения за изгнание и т.п.
Посредством таких расстановок бессознательное может стать очевидным и помочь изменить семейную позицию и семейную ситуацию, связанную с этой проблемой. Главное, постараться сохранить в своем сознании уже новый подход к ней.
Существует множество источников, описывающих подобные расстановки, на конкретных примерах. Полезно ознакомиться с ними не только для решения принять или нет данный метод, но с их помощью можно найти и некоторые ответы на вопросы своих семейных повторений.
Сегодня многие из нас в быстром и проблемном ритме редко останавливаются для анализа себя, а тем более истории своей семьи. Но жизни многих показывают, что не стоит пытаться быть «в стороне». Ведь система семьи всё равно не отпустит вас с «вашего места». Необходимо просто понять, осуществляете ли вы свою судьбу или стали невольным «заместителем», постараться проработать проблемную семейную ситуацию (желательно со специалистом). И у каждого из нас, уже без исключения, есть ответственность вести такую жизнь, которая не заставит наших детей и других потомков отрабатывать наши «ошибки». Своим «правильным» настоящим мы способны обеспечить им основу хорошего будущего.
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»