Ваше настоящее и будущее — результат семейного прошлого или существует ли «родовое проклятие»?

Ваше настоящее и будущее - результат семейного прошлого или существует ли

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяна

Перелистывая страницы семейного альбома, часто можно услышать о схожести с кем-то из родственников. Дело только в возможном внешнем сходстве? Оказывается, не всегда. Нас может связывать не только генетика тела и единая родственная ветвь. «Авторами» нашей «картины» судьбы являемся не только мы, но и те, кого мы никогда не видели, или даже не знали об их существовании. Верить этому или нет, решать вам, но задуматься стоит.

Последнее время специалисты в области психологии, психотерапии (особенно семейной) анализируют уже не личность в отдельности, а личность в семейной системе. Проводя практическую работу, многие из них открывают удивительные факты предопределенности событий, семейных повторений и судьбоносных зависимостей. Народное же определение этим «совпадениям» стоит под грифом, например, «родового проклятия«.

Принимая результаты психологических исследований, остается только понять, что каждый человек — это часть семейной истории, общей семейной души. Выделяют даже особое направление — психогенеалогия. Каждый специалист в этой области по своему приходил к результативным выводам. Начало было положено такими известностями, как Зигмунд Фрейд (он признавал существование массовой психики, влияющей на процессы в жизни отдельного человека, повторяющиеся из поколения в поколение), психолог Карл Гюстав Юнг (работал с идеей коллективного бессознательного), американский психотерапевт Якоб Морено (говорил о существовании семейного сознательного и бессознательного), психоаналитик Франсуаза Дольто (рассматривала передачу неразрешенных конфликтов и семейных тайн из поколения в поколение). На сегодняшний день очень известны работы философа, специалиста в области психотерапии Берта Хеллингера.

Чаще всего отдельные специалисты задумывались о семейных закономерностях, при обращении пациентов в кризисные моменты их жизни, которые рассказывали в ходе лечения о схожих событиях в жизни кого-то из близких. Например, психотерапевт А.А. Шутценбергер в работе с онкобольными людьми увидела совпадение в возрастном промежутке начала их заболеваний с возрастом ухода (гибели, смерти) кого-то из их близких. По этим наблюдениям она составляла геносоциограммы, в которых отражались повторы количества браков, одинаковой разницы в возрасте детей, повторяющиеся схожие события и поступки (даты рождения и смерти, болезни, несчастные случаи, самоубийства, бесплодие, алкогольная и наркозависимости и др.).

Психогенеалогия в целом позволяет увидеть свою жизнь в более широком ракурсе и осознать не понятое ранее, а также предоставляет возможность во многих случаях выйти из семейного сценария.

Самое сложное во всём этом то, что передача «влияющей информации» возможна и от представителей очень далеких поколений, с которыми человек лично не был знаком, или от личностей, не обладающих по общепринятым понятиям, семейным родством, но серьезно повлиявших на семейную историю. Очень часто в семьях есть люди и события, которые тщательно скрываются, намеренно забыты, окружены негативным отношением, «изгнаны» из семейного круга, а со временем и вовсе теряются в поколениях. И это, по мнению специалистов, ложится невыносимым и «непонятным» грузом на плечи кого-то из потомков. Происходящие повторения в одном и том же роду в нескольких поколениях определяют как «синдром предков» (трансгенерационный синдром).

Берт Хеллингер считает, что в общую семейную систему входят:

  • ребенок, его родные/сводные братья, сестры (живущие и умершие, включая мертворожденных и абортированных);
  • родители, их родные/сводные братья, сестры, умершие мертворожденные, абортированные;
  • бабушки и дедушки, их родные/сводные (редко) братья, сестры;
  • прабабушки, прадедушки;
  • неродственники (предыдущие партнеры родителей и прародителей, один из родителей сводных братьев/сестер; получившие или лишенные наследства от ранней смерти кого-то из родных; жертвы несправедливого отношения (даже работники кого-то из семьи), пострадавшие от насилия или убийства, совершенных кем-то из членов семьи).

При анализе особое внимание обращается на те судьбы, которые отягощены несправедливым отношением, изгнанием, пропажей без вести, передачей на воспитание чужим людям, отмечены семейным презрением и намеренно забыты.

Среди системных законов семьи называют одним из основных «закон принадлежности«, заключающий, что каждый член семьи имеет право принадлежать к ней, право на уважение и любовь. Нарушая этот закон мы закладываем проблемы для будущих членов семьи. «Искусственным» исключением, люди провоцируют появление нового члена семьи, предназначенного воплотить (заместить) судьбу исключенного.

Современный психотерапевт Екатерина Михайлова говорит о том, что на повторения судеб влияют не столько сами факты, сколько чувства их сопровождающие (непрощенная обида, непережитый траур, неискупленная вина). Также она отмечает, что отказ от ведения фотоистории семьи, нежелание фотографировать и хранить фото, стремление выбрасывать старые вещи, не оставляя ничего «на память» (как правило, свойственно уже третьему поколению от происшедшего) — всё это может свидетельствовать о «прошлой семейной неоплаканной боли».

По мнению психотерапевта А.А. Шутценбергер, иногда встречается противодействия предкам. Она приводит в пример случай, когда женщины семьи, в которой был незаконнорожденный ребенок, выбирают нестандартную половую ориентацию или отказываются от половых отношений, якобы «оберегая» семью от повторения «незаконнорожденных».

Важным считается в системе семьи и такой показатель, как «порядок» (иерархия): молодая семья имеет приоритет перед родительскими семьями супругов (при этом, внутри любой семьи действует принцип взаимообмена «получаю-возвращаю»); в одной семье родители имеют приоритет перед детьми, первый ребенок — перед вторым (не должны нарушаться функции: родители «дают» жизнь, дети «принимают» от них, а «отдают» уже своим детям); в сохранение порядка каждый имеет свое место в семье, включая мертворожденных и абортированных.

Что случается в результате несоблюдения системных законов? Перечень по данным психологов, психотерапевтов очень широк: запутанные отношения с супругом/супругой, тяжелые отношения с родителями, серьезные болезни, самоубийства, бесплодие, незаконнорожденные, несение подавляющего необоснованного чувства вины (психосоматические заболевания как следствия), смертельная болезнь (например, как внутренне решение замещения члена семьи, которому грозит смерть — «лучше я, чем ты» или вина за уже ушедшего — «я последую за тобой»).

Тяжелые повороты судьбы, по мнению специалистов, могут возникать и при закононарушающем неуважительном отношении к кому-то из родителей; рожденный ребенок становится «заместителем» непрощенных или вытесненных предыдущих партнеров супругов; последствием скрываемого умершего ребенка в раннем возрасте может стать рождение нового ребенка, уже отягощенного этим, и т.д.

Ситуация, с одной стороны, представляется сложной, но наряду с раскрытием этой проблемной зависимости, специалисты открывают, разрабатывают и внедряют способы её решения.

Метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера является на данный момент одним из самых распространенных в этом направлении. Метод (тренинг) представляет собой процесс, в котором участвует пациент, терапевт и другие люди (незнакомые), представляющие собой «заместителей» важных участников для определенного семейного события. Происходит визуализация ситуации. Пациент освещает ситуацию в общих чертах, не уточняя кто прав, а кто виноват. На свое место также чаще всего выбирается «заместитель», чтобы можно было увидеть всё со стороны. Участники расстановки расставляются в пространстве помещения. В процессе раскрываются скрытые факты и информация. Многие участники подобных постановок отмечают, что незнакомые люди-«заместители» при отработке ситуации начинают проявлять особенности тех, кого замещают (в поведении и отношении). Посредством этого выявляются ощутимые напряжения. Увидев ситуацию, отображенную в расстановке, получив новую информацию, пациент расставляет в ситуацию «комфорта» всех участников, становится на место своего «заместителя», при этом тоже ощущает уже более удовлетворенное состояние, вчувствуется в эту новую позицию. С этой позиции появляется возможность повлиять на изменение повторений судьбы, путем «восстановления» вытесненных членов семьи, проявления к ним (их «заместителям») уважения и любви, просьбы прощения за изгнание и т.п.

Посредством таких расстановок бессознательное может стать очевидным и помочь изменить семейную позицию и семейную ситуацию, связанную с этой проблемой. Главное, постараться сохранить в своем сознании уже новый подход к ней.

Существует множество источников, описывающих подобные расстановки, на конкретных примерах. Полезно ознакомиться с ними не только для решения принять или нет данный метод, но с их помощью можно найти и некоторые ответы на вопросы своих семейных повторений.

Сегодня многие из нас в быстром и проблемном ритме редко останавливаются для анализа себя, а тем более истории своей семьи. Но жизни многих показывают, что не стоит пытаться быть «в стороне». Ведь система семьи всё равно не отпустит вас с «вашего места». Необходимо просто понять, осуществляете ли вы свою судьбу или стали невольным «заместителем», постараться проработать проблемную семейную ситуацию (желательно со специалистом). И у каждого из нас, уже без исключения, есть ответственность вести такую жизнь, которая не заставит наших детей и других потомков отрабатывать наши «ошибки». Своим «правильным» настоящим мы способны обеспечить им основу хорошего будущего.

Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь