Органы чувств и мировосприятие

Органы чувств и мировосприятие
Обычно человек задумывается об органах чувств лишь в случае ухудшения их функционирования. А ведь это очень легкомысленно и «расточительно». Важность органов чувств Наши шесть органов чувств (слух, вкус, зрение, осязание, обоняние, чувство равновесия) передают с помощью своих показаний представления об окружающем мире нашей нервной системе. Так и происходит процесс чувственного познания действительности. Эта информация получается многообразной, но достаточно субъективной. Зачем нам даны органы чувств? Элементарное, но жизненно важное назначение — «технически» они помогают нам всем приспосабливаться к условиям существования, а значит, достаточно комфортно жить. Благодаря многим исследованиям было установлено, что чувствительность, её порог, для каждого органа чувств у одного и того же человека может меняться. Причем, имеется виду, не следствие болезни или старения. Чувствительность будет зависеть от отношения к той задаче, которую личность «решает» с помощью органов чувств, дифференцируя различные чувственные данные. Один и тот же раздражитель может оказаться значимым для одного и остаться незамеченным для другого человека. На порог чувствительности будет влиять и продолжительность воздействия раздражителя на органы чувств. Например, слуховая чувствительность будет понижаться при повторяющихся звуковых раздражениях. Таким образом, не всё зависит от самого органа чувств. Важен и раздражитель, а в большей степени – сам человек, его личность. Развивать органы чувств можно с помощью различных психофизиологических методов и физических приборов. Органы чувств являются нашими помощниками не только в ощущении жизни и выживании. Они становятся средством и для некоторых возможностей человека. Специалисты по нейролингвистическому программированию огромное значение придают органам чувств и даже предлагают повысить их возможности практически каждому. Целями таких тренингов является развитие физических каналов восприятия. Кстати, это может быть важным условием для освоения профессий, основанных на возможностях того или иного органа чувств. Например, это такие профессии, как художник, дегустатор вин, музыкант и др. Также делается акцент на зависимости восприятия мира от уровня функционирования наших органов чувств. Ведь вся реальность не может обойти их, попадая к нам в нервную систему. Следовательно, хотите изменить свою реальность – меняйте уровень восприятия. Вы по-другому станете ощущать мир, а значит, действовать. Категории людей по типу восприятия Органы чувств не зря по-другому называют анализаторами. Именно благодаря им мы пропускаем мир через себя, составляем свою картинку реальности. Но у каждого человека роль одного органа чувств или даже двух из них более выражена. Знать, какие В общении важно учитывать особенности восприятия.именно, полезно и о себе, и об окружающих. И тогда это поможет легче завоевывать внимание, быстрее быть понятым и более продуктивно налаживать отношения, взаимодействие. Все мы можем быть разделены на 3 основные категории:
  • визуалы (восприятие через изображение, вид, картинку; в общении важны жесты, мимика (улыбка), контакт глаз);
  • аудиалы (восприятие через звуки; в общении важен темп речи, тембр голоса, тон, интонация);
  • кинестетики (восприятие через чувства, ощущения, эмоции, инстинктивное мышление; в общении важны ощущения от собеседника, возможность прочувствовать его и ситуацию; обычно требуется больше времени для ощущения и оценки ситуации, чем аудиалам и визуалам; большое значение имеют прикосновения (к человеку, к предмету), более чувствительны к температурным перепадам).
Еще раз хочется подчеркнуть, что «чистых» представителей категорий практически нет. Обычно в нас представлен смешанный тип, с каким-то одним немного более выраженным по значимости. По некоторым данным, в мире среди женщин 2/3 – визуал-кинестетиков, среди мужчин – 1/3 визуал-аудиальщиков. Кинеснетики в целом составляют около 40% земного населения. Для того, чтобы определить, кто к какой категории принадлежит, абсолютно не обязательно наблюдать за полной жизнью человека, за его реакцией на жизненные события. Просто прислушайтесь к тому, какие выражения он употребляет. Например:
  • если часто произносит слова «с точки зрения…», «посмотри…», «выглядит…» — это визуал;
  • если обычно говорит «я слушаю…», «говори…» — это аудиал;
  • если предпочтение отдает словам, выражениям «чувствую…», «у меня такое ощущение…», «потрясающе…», «ощутимо…» — это кинестетик.
Проанализировав эту информацию о человеке, который вас интересует, вы уже будете знать, что для человека наиболее важно. На основе этого можно будет сделать выводы, какие «средства» и слова вам стоит использовать при общении с ним. Следует понимать, что в паре представителей разных категорий восприятия при любых формах отношений наладить эффективное общение будет крайне сложно. Конечно, пока каждый не захочет пойти навстречу. Для каждой категории жизненные события будут вспоминаться по разным «якорям» восприятия. Аудиал может вспоминать музыку, под которую он впервые поцеловался во время танца. Визуал будет помнить платье и прическу той, с которой он целовался тогда. А кинестетик до точности сможет воспроизвести для себя те ощущения, что пробудил в нем тот первый поцелуй. Поэтому, если вы наденете прекрасное, «подчеркивающее всё» платье к аудиалу и поставите ненавистную ему музыку, то свидание для него никак не будет иметь слишком положительное впечатление. Кроме того, что мы воспринимаем мир через призму нашего типа, сквозь этот фильтр мы и реагируем на всё, что происходит, а также принимаем решения. Кстати, исходя из категории восприятия, можно выбирать профессию. Если это аудиал, то работа, связанная с множеством телефонных разговоров, ему не будет в тягость, и результаты будут более высокие, чем у визуала, кинестетика. Аудиалы придают значимость каждому сказанному слову, ведь для них именно слова, звуки имеют наибольший «вес». А вот, например, визуалы будут выявлять учащенное дыхание при речи и использовать в большей степени высокий голос – не очень эффективно для общения. Зато аудиалам обязательно нужно словесно «разъяснять» картинки, в чем они очень проигрывают визуалам. У каждого свои «плюсы», «минусы». Если по работе вам приходится обращаться к группе людей, то ваши слова и действия должны охватывать все три категории людей, точнее, их особенности восприятия. Только тогда вы получите наибольший успех. Права выбора, к какой категории восприятия мира принадлежать, у нас нет. Это предопределено вне нашего желания и решения, раз и навсегда. Не забывайте активно использовать свои органы чувств хотя бы в элементарных действиях. Режете помидор со своего огорода в салат – вдохните его аромат. Так непременно будет вкуснее! Наполняйте свой мир красками, звуками, ароматами, чувствами – жизнь покажется ярче!   Наталья Мажирина Центр «Азбука для родителей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь