Социальные роли личности

Социальные роли личности

Когда кто-то с гордостью утверждает, что он со всеми в общении и в любых ситуациях одинаков, всё-таки это далеко от истины. Мы по-разному ведём себя как мать, как подруга, как жена, как покупатель, как дочь, как сотрудник компании и т.д. И в этом ничего нет плохого и странного. В каждом случае мы выполняем определенные социальные роли.

Психологи определяют социальную роль как утвержденный поведенческий образ, наделенный комплектом общеустановленных и самоопределенных функций. Часто социальные роли называют программами социума, «масками» личности. А человеку приписывают звание «актера пьесы жизни».

Считается, что, в распространенном варианте, раскрытие социальной роли будет зависеть от:

  • от индивидуального ощущения определенного своего статуса, своих представлений о нём;
  • от общественной позиции о формах поведения в этом социальном статусе;
  • от ориентации на партнеров по роли для данного субъекта.

Что в себя вбирает понятие социального статуса? Это положение личности в системе социума, со специфическими признаками проявления. Эти статусы могут быть либо «предписанными» социумом без особого учета способностей личности, либо «достигнутыми» своими усилиями. Среди основных статусов легко узнать родственные, профессиональные, религиозные, политические и многие другие. К неосновных относят статусы «пациентов», «читателей», «зрителей» и т.п. Исходя из определенных статусов, человек принадлежит к группам, участники которых, даже не общаясь, смогут формировать единую систему. Мало того, каждая из групп оказывается более «высокой» или «низкой» по отношению к остальным. Исходя из этого, личность формирует своё поведение в других группах, на основе такого же положения «по высоте» или конфликтуя с ним. Например, очень обеспеченный человек «с высоким» статусом группы бизнесменов, может иметь такой же «высокий» статус  в группе друзей, родных и т.д. Встречается и конфликт статусов, когда одно положение, статус, не позволяет реализовывать функции другого. А, возможно, и при занимании высокого положения в одном статусе, иметь гораздо более «низкое» в другом.

Социальная же роль имеет принадлежность либо к группе институционализированных (установленных ролей жены, дочери, матери и др.), либо конвенциональных (принятых или отвергнутых личностью по своему желанию; официальные роли).

Существуют и другие классификации ролей личности. Например, определенные биологическим набором роли мужчины и женщины, с предопределенным стержнем поведенческой модели. Роли безличные, стандартизированные обществом объединяют личностей по профессиональным группам и социальным классам. Социально-демографический вид включает семейные роли.

Самые стабильными считаются роли межличностные (психологические), которые человеку с трудом удаётся менять в течение жизни (нелюбимый или любимчик, ведомый или ведущий и др.). Часто эта зафиксированная роль становится «второй кожей» как для личности, так и для включенных в группу общения, с закреплением отношений и форм поведений. Поэтому именно с выбором и формированием данной роли, которая может быть принята или отвергнута самой личностью, необходимо быть наиболее «аккуратным». Для коррекционной терапии разрушительной для личности роли, выбирают поиск нового образа, используя имиджетерапию, и проигрывание новой роли в психодраме. В ходе терапии просят «проигрывать» жизненные ситуации, исходя из нового более приемлемого образа.

Выявляют также роли скрытые (не проявляющиеся в данный момент) и актуальные. Если же приходится «действовать по ситуации», то это обозначается спонтанными ролями.

Взросление и развитие личности непременно повлечёт за собой смену или дополнение социальных ролей. Важно, чтобы индивид имел возможность обучиться, приспособиться к роли и полностью себя в ней реализовать. Например, биологически взрослый человек, не успевший освоить взрослые роли, не может успешно пройти жизненные позиции. И, наоборот, дети, лишенные детских ролей, могут ощущать своё глубокое одиночество. Комбинация же взрослых статусов с детскими установками непременно приведёт к проблемам во многих ситуациях для человека, если не будет находиться всегда «группа поддержки» данного поведения.

Для успешного осуществления установленных социальных ролей, часто требуется правильное их освоение, своеобразное обучение «поведенческому комплекту». Успешные достижения в этом обучении, как правило, гарантируют слияние с группой представителей такой же роли. Но тут её освоение ещё может зависеть и от индивидуального взгляда на данную роль личности, и от принадлежности к другим статусам, с вытекающими последствиями в результате.

Обучение определенным социальным ролям (социолизация) изучается многими учеными мира психологии. И по результатам их исследований, освоение может иметь характер имитации по наблюдениям, группового членства через нормы группы, игрового перехода с отстранением от роли уже состоявшейся к новой. Исполнение каждой роли зависит от индивидуальности личности, приобретая свою «окраску».

Недостаточное освоение ролей может приводить к зависимому или асоциальному поведению внутри группы и, возможно, в остальных социальных ролях.
Для здорового, полноценного существования личности необходимо понимать выполнение своих ролей и разделять их реализацию, при этом, не теряя «ядра» личности, как определено К.Юнгом. Полное вживание в роли определяется многими психологами как предпосылки к развитию невроза. Нужно понимать, что чем больше времени человек проводит в одной роли, тем более он утверждается в данной форме жизненной позиции. По-разному могут влиять одобрение и неодобрение определенных ролей разными группами. Подтверждение вида роли может еще больше укрепить в своём проявлении эту роль. И это будет иметь огромнейшее влияние как на жизнь этой конкретной личности, так и на судьбу потомков данного человека, проявляясь в абсолютных жизненных установках.

Исходя из позиции Э.Берна, основополагающая фиксация позиции личности происходит от 2 до 7 лет. Дальше для человека будет только путь отсечения несостыковывающихся позиций и принятия совпадающих с исходной. Конечно, могут последовать изменения, в случае влияния очень сильных решающих противоположных обстоятельств. И в обратной последовательности, психологи часто по сформированным ролям делают вывод об образе детства какого-либо человека и «детских» установках личности.

Провоцировать конфликт личности могут как несовпадения проживаемых несовместимых по функциям и нормам ролей (конфликт межролевой), так и несовпадение требований других представителей социальных групп к составляющим одной роли (конфликт внутриролевой). Данные конфликты играют большую роль в способности к нормальной жизни и функционировании полноценной личности, поэтому стоит их стараться разрешить, возможно, даже с помощью специалистов.

При успешном принятии ролей и их «обыгрывании» в соответствующих жизненных ситуациях, социальны роли предоставляют человеку достаточно широкий диапазон возможностей. Это позволяет полностью самореализоваться и двигаться по ступеням развития.

Необходимо понимать суть ролевого подхода в жизни, адекватно его реализовывать и помогать становлению социальных ролей личности вашего ребёнка. В литературе «мастеров» изучения темы «социальных ролей» и всего с ней связанного (Э. Берна, К. Юнга, И. С. Кона, М. Мида, Р. Линтона и др.) описаны большие и важные исследования, их результаты, которые могут стать для вас качественными ориентирами. «Высоких» вам социальных статусов и обогащающих личность социальных ролей!

 

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

Теги: личность, развитие, социальная роль

Комментарии

Еще нет комментариев.

Добавить комментарий

 
Имя:
 
E-mail:
 
Защитный код:
 

Всего символов: 4000.











Новости портала

13.02.2019

Під Києвом до Дня закоханих організують шоу

Під Києвом до Дня закоханих організують шоу 16-17 лютого Древній Київ у «Парку Київська Русь» підготував яскраву романтичну програму, яка буде цікавою як закоханим, так і сім’ям з дітками. Та для тих, хто ще не вирішив, що подарувати коханим на до 14 лютого – Дня святого Валентина, Древній Київ допоможе порадувати близьку людину та підготувати оригінальний подарунок. подробнее 13.02.2019

Афиша детского балета на весну 2019 года

Афиша детского балета на весну 2019 года С высоким искусством следует знакомить уже с первых дней жизни. Поэтому не стоит упускать шанса сводить ребенка на балет или интересную театральную постановку. Тем более что столичные афиши предлагают огромный выбор мероприятий, которые будут интересны и взрослым, и детям. подробнее 06.02.2019

Під Києвом відсвяткують Китайський Новий рік

Під Києвом відсвяткують Китайський Новий рік 9 і 10 лютого Древній Київ у «Парку Київська Русь» запрошує на незвичайну зустріч Китайського Нового року. На гостей чекає калейдоскоп емоцій від китайських традицій в давньослов'янському антуражі. А ще: прогулянки на конях, смачні страви на вогні та гарячі напої, майстер-класи, музеї, стародавні зимові забави. І все це в живому середньовічному місті. подробнее

Новости Азбуки

13.12.2018

Лучший подарок для будушей мамы

Лучший подарок для будушей мамыБеременные женщины очень...переменчивы, не так ли? Выбрать им подарок на Новый год, тот еще квест)) подробнее 13.12.2018

Азбука дарит новогодние подарки будущим мамам

Азбука дарит новогодние подарки будущим мамамТссссссс!! Это большой-большой секрет! Только для своих клиетов, и только для самых любимых в мире подписчиков))) подробнее 13.12.2018

Новогодние утренники 2018

Новогодние утренники 2018

Дорогие мамы и папы! Мы открыли предварительную запись для наших маленьких клиентов и уже готовимся провести с ними самый яркий новогодний утренник! 

подробнее
Погода