fbpx
ДомойДети и все о детяхОбразованиеДиагноз - первоклассник

Диагноз — первоклассник

Выбор редакции

Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете,   благополучие в его школьной и взрослой жизни.

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему наверняка несложно будет учиться в первом классе»,- часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтение и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Более того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на

успешности обучения в школе.

Ребенок всегда, вне зависимости от возраста, готов к получению новых знаний, т.е. готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы разного характера? Это можно объяснить следующими причинами:

  1. Современная школа может обучать далеко не всех  детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, хотя обучаться способны все дети.
  2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не ожидая  изменений со стороны школы.
  3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования. Отклонение от них в любую сторону может значительно «усложнить» жизнь ребенка.

Нет смысла обсуждать объективность критериев, методов обучения и обоснованность требований, предъявляемых ученику. Сам факт наличия стандартов позволяет предположить, что кто-то окажется «вне рамок». Некоторые дети сразу попадают в эту ситуацию: школа их обучать не может, хотя в школу их принимают. Диагностика готовности к школе с помощью общепринятых методик не всегда позволяет увидеть «отклонение» от установленных норм. Оно проявляется позже, к концу 1-2 классов, когда становится очевидным отсутствие какого-либо продвижения в учебе. Причин этому несколько: сниженный уровень интеллекта ребенка, когда недостаточно развитое понятийное мышление маскируется хорошей памятью и разговорчивостью; резкая дисгармоничность развития ребенка с недостаточным развитием его вербальных подструктур; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка; неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию.

Поэтому, когда мы говорим о готовности ребенка к школе, нужно рассматривать ее не только как возможность обучения в 1- ом классе, а как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. Таким образом, психологу нужно использовать диагностические методики, которые позволяли бы выяснить возможности ребенка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой. Но, в первую очередь, объективного анализа требует учебная деятельность, к которой должен быть готов ребенок.

Очень подробную и качественную оценку состояния ребенка дает  методика, разработанная к.п.н. Ясюковой Л.А. совместно с Институтом практической психологии «ИМАТОН». Она представляет собой диагностический комплекс, позволяющий определить готовность ребенка к школьному обучению в общеобразовательных и гимназических классах. В ней, на основе анализа учебной деятельности учащихся младших классов, выделены индивидуально-психологические особенности, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе, четко определены критерии, позволяющие прогнозировать проблемы в обучении.

Что же психологи оценивают по данной методики и какие проблемы ребенка выявляются с ее помощью? Основу  данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие прогнозировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Используемая система заданий дает возможность оценить уровень развития пяти типов мышления.

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка, связано с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний.

Понятийное логическое мышление характеризует способность ребенка учиться: ребенок понимает суть правил, формул, видит зону их применения.

Понятийное речевое и понятийное образное мышление позволяют выяснять репрезентативную систему ребенка, иначе говоря, какой канал получения и переработки информации развит у ребенка лучше – слуховой (аудиальный), зрительный (визуальный), двигательный (кинестетический). Традиционно используемые методики «работают»  в большей степени на аудиалов, и они выглядят более развитыми, чем визуалы и кинестетики, хотя в средней школе аудиалы обычно испытывают трудности при изучении математики и физики.

Абстрактное мышление позволяет детям  сознательно, пооперационально планировать свою деятельность, гораздо быстрее формировать понятийные структуры и произвольно ими пользоваться. Это наиболее высокий уровень мышления. Однако при традиционном обучении в школе его развитию почти совсем не уделяется внимания, кроме программы по математике  В.В. Давыдова.

Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребенку в средней школе и позже, однако развить его в этот период уже значительно сложнее.

Чем чаще и дольше ребенок  пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся единственно возможными. В итоге ребенок оказывается не в состоянии понять логику любой науки. Его мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и воспринимать новую информацию. Поэтому  еще в дошкольном детстве надо особое внимание уделять развитию у детей понятийного мышления.

Оценивая результаты, которые дает ребенок в процессе диагностики, можно выявить не только проблемы, связанные с развитием интеллектуальной сферы, но и предположить наличие проблем, связанных в первую очередь с состоянием нервно-психического здоровья детей, в частности наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД) – наиболее легких форм церебральной патологии, возникающих вследствие самых разнообразных причин. Все проблемы патологии беременности и родов, частые болезни в раннем и дошкольном возрасте – вот та почва, на которой впоследствии и вырастают ММД.

У детей с ММД можно отметить следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:

  1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность.
  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
  3. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением.
  4. Cнижения объема оперативной памяти, внимания, мышления.
  5. Неполную сформированность зрительно-моторной координации.

       Ситуация осложняется тем, что в дошкольном возрасте дети с ММД кажутся вполне благополучными для окружающих взрослых. Однако положение резко меняется с момента поступления детей в школу. Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми детьми. Поэтому особенно важно еще до поступления в школу выяснить наличие ММД.

       И обследование ребенка по данной методики начинается с диагностики объема и качества произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу (ММД), как основного необходимого условия для успешного обучения. Этот тест дает информацию и о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Он позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

По результатам теста оцениваются 2 показателя: скорость выполнения теста (скорость переработки информации) – V и точность выполнения задания (внимательность) – К.

Качественная сторона выполнения теста отражает особенности работоспособности ребенка.

По предлагаемой ниже схеме можно выделить 5 зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества:

  1. Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об грубых нарушениях  развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, хронические заболевания.
  2. Слабый уровень или субнорма. Недостаточное развитие психических процессов. При слабом уровне развития большинства рассматриваемых показателей, поступление ребенка в школу рекомендуется отложить на год.
  3. Средний уровень или норма. Достаточен для начала обучения ребенка по массовой программе.
  4. Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста и достаточен для обучения детей по усложненным программам.
  5. Высокий уровень. Свидетельствует о незаурядности ребенка.

Схема анализа трудностей обучения в школе, связанных с уровнем развития внимания.

Условные обозначения: V – скорость переработки информации, К – внимательность.

Многие дети  при педагогическом собеседовании и по речевым тестам оцениваются  как недостаточно подготовленные к обучению в школе. Например, дети с визуальным ведущим каналом восприятия, плохо владеющие речью,  производят впечатление слабо подготовленных к школе детей и только данная диагностическая методика позволяет выяснить реальный потенциал обучаемости детей и получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно.

Сравнение понятийного, речевого и образного мышления позволяет выяснить репрезентативную систему (ведущий канал восприятия). Если речевое мышление развито лучше, то использование схем, рисунков, иллюстраций может только отвлечь или запутать ребенка. Самый эффективный способ объяснения для него – это четкий, продуманный, подробный рассказ. Если лучше развито образное мышление, то подробные рассказы равно как и чертежи, и схемы при объяснении бесполезны. Ребенку это надо все увидеть и лучше подробных иллюстраций здесь ничего не придумаешь.

Акцентируя внимание только на уровне интеллектуального развития и психофизиологических особенностях ребенка, можно достаточно достоверно спрогнозировать успешность обучения в школе не только в первом классе, но и в дальнейшем.  Результаты диагностики подчас оказываются ошеломляющими для родителей.

Например, родители, воспитатели и психологи ДОУ, считали Никиту Д.(6 лет,7 мес.) чуть ли не вундеркиндом. У мальчика хорошо развита речь, память, и он на взрослых производил впечатление умного ребенка, отличающегося по своему развитию от сверстников. Но с началом школьного обучения, т.е. с увеличением нагрузки и изменением привычного режима дня, Никита перешел в разряд отстающих учеников. Здесь причина в следующем: хорошее развитие речи, многословие, употребление взрослых оборотов речи создало впечатление интеллектуально высокого ребенка, у психологов это называется (вербализм), а хорошая память оказали в данном случае «медвежью услугу» — мышление осталось не востребованным, т. е. оно просто не развивалась в связи с отсутствием потребности в нем. Если бы Никиту продиагностировали  по данной методике за год до школы, эти проблемы можно было бы увидеть и решить.

Еще пример, но уже связанный совсем с другой проблемой, относящейся к психологическому блоку готовности к школе – эмоциональное развитие ребенка.

Маша К., 5лет 11 мес. Мама обратилась с вопросом отдавать дочку в школу или не отдавать. Результаты диагностики показали средний уровень развития понятийного, речевого, образного и логического мышления, внимательности, скорости переработки информации и хороший уровень речевого развития, визуального, абстрактного мышления и памяти. По нашей схеме – это 4 блок, т.е. уровень развития девочки превышает типичный и она вполне может обучаться по усложненной программе, если бы не одно «но»!

Наличие перфекционизма (желание сделать все идеально), тревожное ожидание оценки взрослого и эмоциональная зависимость от нее приводит к излишнему усилению контроля (гиперконтроль).

Иначе говоря, цена, которую «платит» девочка за высокие результаты может оказаться слишком большой для здоровья ребенка. Гиперконтроль приводит к высокому напряжению нервной системы и  истощению организма. Излишний акцент на развитии интеллектуальной сферы в ущерб эмоциональной привел к нарушению взаимодействия в диаде мать-ребенок и в коммуникативной сфере. Учитывая все сказанное, можно предположить, что любая неудача в школе обернется для девочки тяжелой психической травмой, которая приведет ее не только к школьной, но и к социальной дезадаптации.

Итак, устойчивый эмоциональный фон, отсутствие страха неудачи и оценки является вторым основополагающим компонентом готовности к школе.

Третий компонент – социальная или личностная готовность ребенка к школьному обучению.

 Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированность которых нам кажется наиболее важной для школьного обучения. Это:

  • умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми,
  • умение общаться со сверстниками,

Умение ребенка  общаться со взрослым, и в первую очередь с учителем, означает, что он:

  • понимает условность учебной ситуации,
  • видит ту внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в отношениях с ним,
  • способен находиться в условно-ролевых ( «учитель»-«ученик» ) отношениях со взрослым.

Если уровень социаьного развития  низок, то ребенок не в состоянии воспринять учебную задачу в ее специфическом учебном значении, он не видит за вопросами учителя учебной проблемы, а воспринимает их как повод для «житейского» общения.

Отношения со сверстниками

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Школьные формы обучения носят коллективный характер и предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. Если общение ребенка с детьми не отличается конфликтностью, если он относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности, удерживает во внимании общую для всех участников цель, то можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения ребенка с другими детьми. Если же у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех и неудачу другого ребенка. Низкий уровень развития социальной сферы  может привести к школьной дезадаптации в независимости от уровня интеллектуального развития и в, конечном итоге, сказаться на успеваемости ребенка.

Дорогие родители, внимательно и с истинной любовью отнеситесь к своему малышу! Попробуйте увидеть его самого, а не свои амбиции. И тогда, мы уверены, обучение в школе станет радостным и интересным.

Источник: http://www.couo.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Рецепты

Партнеры

Vse.ua - сравнение цен на товары для детей и мам в Украине
Стоматология JazzDent - Позняки, Осокорки
aquamarket.ua Доставка воды – Онлайн супермаркет
«Профи Тойс» - интернет магазин детских игрушек из Европы."
https://dentectum.com.ua - стоматология в Киеве

Звездные родители

Похожие статьи

Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете,   благополучие в его школьной и взрослой жизни.

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему наверняка несложно будет учиться в первом классе»,- часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтение и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Более того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на

успешности обучения в школе.

Ребенок всегда, вне зависимости от возраста, готов к получению новых знаний, т.е. готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы разного характера? Это можно объяснить следующими причинами:

  1. Современная школа может обучать далеко не всех  детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, хотя обучаться способны все дети.
  2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не ожидая  изменений со стороны школы.
  3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования. Отклонение от них в любую сторону может значительно «усложнить» жизнь ребенка.

Нет смысла обсуждать объективность критериев, методов обучения и обоснованность требований, предъявляемых ученику. Сам факт наличия стандартов позволяет предположить, что кто-то окажется «вне рамок». Некоторые дети сразу попадают в эту ситуацию: школа их обучать не может, хотя в школу их принимают. Диагностика готовности к школе с помощью общепринятых методик не всегда позволяет увидеть «отклонение» от установленных норм. Оно проявляется позже, к концу 1-2 классов, когда становится очевидным отсутствие какого-либо продвижения в учебе. Причин этому несколько: сниженный уровень интеллекта ребенка, когда недостаточно развитое понятийное мышление маскируется хорошей памятью и разговорчивостью; резкая дисгармоничность развития ребенка с недостаточным развитием его вербальных подструктур; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка; неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию.

Поэтому, когда мы говорим о готовности ребенка к школе, нужно рассматривать ее не только как возможность обучения в 1- ом классе, а как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. Таким образом, психологу нужно использовать диагностические методики, которые позволяли бы выяснить возможности ребенка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой. Но, в первую очередь, объективного анализа требует учебная деятельность, к которой должен быть готов ребенок.

Очень подробную и качественную оценку состояния ребенка дает  методика, разработанная к.п.н. Ясюковой Л.А. совместно с Институтом практической психологии «ИМАТОН». Она представляет собой диагностический комплекс, позволяющий определить готовность ребенка к школьному обучению в общеобразовательных и гимназических классах. В ней, на основе анализа учебной деятельности учащихся младших классов, выделены индивидуально-психологические особенности, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе, четко определены критерии, позволяющие прогнозировать проблемы в обучении.

Что же психологи оценивают по данной методики и какие проблемы ребенка выявляются с ее помощью? Основу  данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие прогнозировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Используемая система заданий дает возможность оценить уровень развития пяти типов мышления.

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка, связано с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний.

Понятийное логическое мышление характеризует способность ребенка учиться: ребенок понимает суть правил, формул, видит зону их применения.

Понятийное речевое и понятийное образное мышление позволяют выяснять репрезентативную систему ребенка, иначе говоря, какой канал получения и переработки информации развит у ребенка лучше – слуховой (аудиальный), зрительный (визуальный), двигательный (кинестетический). Традиционно используемые методики «работают»  в большей степени на аудиалов, и они выглядят более развитыми, чем визуалы и кинестетики, хотя в средней школе аудиалы обычно испытывают трудности при изучении математики и физики.

Абстрактное мышление позволяет детям  сознательно, пооперационально планировать свою деятельность, гораздо быстрее формировать понятийные структуры и произвольно ими пользоваться. Это наиболее высокий уровень мышления. Однако при традиционном обучении в школе его развитию почти совсем не уделяется внимания, кроме программы по математике  В.В. Давыдова.

Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребенку в средней школе и позже, однако развить его в этот период уже значительно сложнее.

Чем чаще и дольше ребенок  пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся единственно возможными. В итоге ребенок оказывается не в состоянии понять логику любой науки. Его мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и воспринимать новую информацию. Поэтому  еще в дошкольном детстве надо особое внимание уделять развитию у детей понятийного мышления.

Оценивая результаты, которые дает ребенок в процессе диагностики, можно выявить не только проблемы, связанные с развитием интеллектуальной сферы, но и предположить наличие проблем, связанных в первую очередь с состоянием нервно-психического здоровья детей, в частности наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД) – наиболее легких форм церебральной патологии, возникающих вследствие самых разнообразных причин. Все проблемы патологии беременности и родов, частые болезни в раннем и дошкольном возрасте – вот та почва, на которой впоследствии и вырастают ММД.

У детей с ММД можно отметить следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:

  1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность.
  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
  3. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением.
  4. Cнижения объема оперативной памяти, внимания, мышления.
  5. Неполную сформированность зрительно-моторной координации.

       Ситуация осложняется тем, что в дошкольном возрасте дети с ММД кажутся вполне благополучными для окружающих взрослых. Однако положение резко меняется с момента поступления детей в школу. Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми детьми. Поэтому особенно важно еще до поступления в школу выяснить наличие ММД.

       И обследование ребенка по данной методики начинается с диагностики объема и качества произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу (ММД), как основного необходимого условия для успешного обучения. Этот тест дает информацию и о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Он позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

По результатам теста оцениваются 2 показателя: скорость выполнения теста (скорость переработки информации) – V и точность выполнения задания (внимательность) – К.

Качественная сторона выполнения теста отражает особенности работоспособности ребенка.

По предлагаемой ниже схеме можно выделить 5 зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества:

  1. Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об грубых нарушениях  развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, хронические заболевания.
  2. Слабый уровень или субнорма. Недостаточное развитие психических процессов. При слабом уровне развития большинства рассматриваемых показателей, поступление ребенка в школу рекомендуется отложить на год.
  3. Средний уровень или норма. Достаточен для начала обучения ребенка по массовой программе.
  4. Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста и достаточен для обучения детей по усложненным программам.
  5. Высокий уровень. Свидетельствует о незаурядности ребенка.

Схема анализа трудностей обучения в школе, связанных с уровнем развития внимания.

Условные обозначения: V – скорость переработки информации, К – внимательность.

Многие дети  при педагогическом собеседовании и по речевым тестам оцениваются  как недостаточно подготовленные к обучению в школе. Например, дети с визуальным ведущим каналом восприятия, плохо владеющие речью,  производят впечатление слабо подготовленных к школе детей и только данная диагностическая методика позволяет выяснить реальный потенциал обучаемости детей и получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно.

Сравнение понятийного, речевого и образного мышления позволяет выяснить репрезентативную систему (ведущий канал восприятия). Если речевое мышление развито лучше, то использование схем, рисунков, иллюстраций может только отвлечь или запутать ребенка. Самый эффективный способ объяснения для него – это четкий, продуманный, подробный рассказ. Если лучше развито образное мышление, то подробные рассказы равно как и чертежи, и схемы при объяснении бесполезны. Ребенку это надо все увидеть и лучше подробных иллюстраций здесь ничего не придумаешь.

Акцентируя внимание только на уровне интеллектуального развития и психофизиологических особенностях ребенка, можно достаточно достоверно спрогнозировать успешность обучения в школе не только в первом классе, но и в дальнейшем.  Результаты диагностики подчас оказываются ошеломляющими для родителей.

Например, родители, воспитатели и психологи ДОУ, считали Никиту Д.(6 лет,7 мес.) чуть ли не вундеркиндом. У мальчика хорошо развита речь, память, и он на взрослых производил впечатление умного ребенка, отличающегося по своему развитию от сверстников. Но с началом школьного обучения, т.е. с увеличением нагрузки и изменением привычного режима дня, Никита перешел в разряд отстающих учеников. Здесь причина в следующем: хорошее развитие речи, многословие, употребление взрослых оборотов речи создало впечатление интеллектуально высокого ребенка, у психологов это называется (вербализм), а хорошая память оказали в данном случае «медвежью услугу» - мышление осталось не востребованным, т. е. оно просто не развивалась в связи с отсутствием потребности в нем. Если бы Никиту продиагностировали  по данной методике за год до школы, эти проблемы можно было бы увидеть и решить.

Еще пример, но уже связанный совсем с другой проблемой, относящейся к психологическому блоку готовности к школе – эмоциональное развитие ребенка.

Маша К., 5лет 11 мес. Мама обратилась с вопросом отдавать дочку в школу или не отдавать. Результаты диагностики показали средний уровень развития понятийного, речевого, образного и логического мышления, внимательности, скорости переработки информации и хороший уровень речевого развития, визуального, абстрактного мышления и памяти. По нашей схеме – это 4 блок, т.е. уровень развития девочки превышает типичный и она вполне может обучаться по усложненной программе, если бы не одно «но»!

Наличие перфекционизма (желание сделать все идеально), тревожное ожидание оценки взрослого и эмоциональная зависимость от нее приводит к излишнему усилению контроля (гиперконтроль).

Иначе говоря, цена, которую «платит» девочка за высокие результаты может оказаться слишком большой для здоровья ребенка. Гиперконтроль приводит к высокому напряжению нервной системы и  истощению организма. Излишний акцент на развитии интеллектуальной сферы в ущерб эмоциональной привел к нарушению взаимодействия в диаде мать-ребенок и в коммуникативной сфере. Учитывая все сказанное, можно предположить, что любая неудача в школе обернется для девочки тяжелой психической травмой, которая приведет ее не только к школьной, но и к социальной дезадаптации.

Итак, устойчивый эмоциональный фон, отсутствие страха неудачи и оценки является вторым основополагающим компонентом готовности к школе.

Третий компонент – социальная или личностная готовность ребенка к школьному обучению.

 Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированность которых нам кажется наиболее важной для школьного обучения. Это:

  • умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми,
  • умение общаться со сверстниками,

Умение ребенка  общаться со взрослым, и в первую очередь с учителем, означает, что он:

  • понимает условность учебной ситуации,
  • видит ту внутреннюю позицию, которую занимает взрослый в отношениях с ним,
  • способен находиться в условно-ролевых ( "учитель"-"ученик" ) отношениях со взрослым.

Если уровень социаьного развития  низок, то ребенок не в состоянии воспринять учебную задачу в ее специфическом учебном значении, он не видит за вопросами учителя учебной проблемы, а воспринимает их как повод для "житейского" общения.

Отношения со сверстниками

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Школьные формы обучения носят коллективный характер и предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. Если общение ребенка с детьми не отличается конфликтностью, если он относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности, удерживает во внимании общую для всех участников цель, то можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения ребенка с другими детьми. Если же у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех и неудачу другого ребенка. Низкий уровень развития социальной сферы  может привести к школьной дезадаптации в независимости от уровня интеллектуального развития и в, конечном итоге, сказаться на успеваемости ребенка.

Дорогие родители, внимательно и с истинной любовью отнеситесь к своему малышу! Попробуйте увидеть его самого, а не свои амбиции. И тогда, мы уверены, обучение в школе станет радостным и интересным.

Источник: http://www.couo.ru